Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Непревзойденными мастерами резьбы по кости, конечно же, считаются китайские умельцы, ведь в Поднебесной этим ремеслом занимаются уже не одну тысячу лет. Но в России тоже было и есть немало талантливых резчиков. Особенно богатая и славная история у холмогорской косторезной школы. Музеи мира хранят великолепные образцы ларцов, шкатулок, миниатюрных шкафчиков, выполненных в технике ажурной холмогорской резьбы по кости.


На Крайнем Севере резьба по кости издавна является традиционным для этих мест промыслом. И это неудивительно – ведь здесь жители в больших количествах добывают не только рыбу, но и клыки моржей, называемые здесь «рыбьим зубом». Случалось также, находили и ископаемых мамонтов. И моржовая, и мамонтовая кость являются прекрасным материалом для резьбы. Моржовая кость очень красива – она имеет либо белый, либо желтоватый цвет, структура ее неоднородна. Что же касается кости мамонта – это уникальный и очень прочный материал. За тысячи лет в результате минерализации бивни приобретают самые разные оттенки – они могут быть оранжевыми, розовыми, фиолетовыми...

Особенно славились своим мастерством резчики из Холмогор. Поселение, возникшее в XIV веке на берегу Северной Двины, считается родиной этого древнего промысла.

Холмогоры

Холмогоры


Холмогорские резчики освоили и виртуозно владели самыми разными приемами работы с костью – гравировкой с окрашиванием, рельефной и ажурной резьбой...

Контурная резьба или гравировка по кости

Контурная резьба или гравировка по кости


Гравировку используют, когда хотят добиться впечатляющего эффекта, максимально сохранив естественную красоту используемого материала. В основном ее применяют на клыках моржей и зубах кашалотов.

Ажурная резьба

Ажурная резьба


Традиционный холмогорский завиток

Традиционный холмогорский завиток


Холмогорские иконы

Большая их часть относится к XVIII – нач. XIX вв. Выполнены иконы с большим мастерством, особенно впечатляет тонкая и выразительная рельефная резьба при изображении святых.

Икона «Димитрий, митрополит Ростовский» Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка. ГИМ

Икона «Димитрий, митрополит Ростовский» Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка. ГИМ


А это редкая и одна из самых ценных икон, «Преображение Господне». Очень красиво ее обрамление, выполненное в виде лент и рокайлей (элемент орнамента стиля рококо, похожий на завиток раковины).

Икона «Преображение Господне»

Икона «Преображение Господне»


Икона «Тайная вечеря»

Икона «Тайная вечеря»


Резчик Бобрецов Михаил Никитич Икона «Распятие с предстоящими» Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага Рельефная, ажурная резьба, гравировка. ГИМ

Резчик Бобрецов Михаил Никитич Икона «Распятие с предстоящими» Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага Рельефная, ажурная резьба, гравировка. ГИМ


Икона «Воскресение», вторая половина XVIII века Работа холмогорского мастера Кость, дерево, слюда, ажурная резьба, рельефная резьба, цветная гравировка

Икона «Воскресение», вторая половина XVIII века Работа холмогорского мастера Кость, дерево, слюда, ажурная резьба, рельефная резьба, цветная гравировка


Икона «Воскресение»,первая половина XIX века Работа холмогорского мастера Кость, дерево, ткань, ажурная резьба, рельефная резьба

Икона «Воскресение»,первая половина XIX века Работа холмогорского мастера Кость, дерево, ткань, ажурная резьба, рельефная резьба


Икона «Воскресение и 12 праздников» Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, черное  дерево, дерево Ажурная, рельефная резьба. ГИМ

Икона «Воскресение и 12 праздников» Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, черное дерево, дерево Ажурная, рельефная резьба. ГИМ


Портреты и скульптурные композиции

Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны  Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска

Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска


Портрет императрицы Екатерины II Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка. ГИМ

Портрет императрицы Екатерины II Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка. ГИМ

Для придания большей торжественности портрету, резчик разместил его в пышном обрамлении из многочисленных холмогорских завитков.

Многие молодые мастера мечтали удивить всех своим умением, вырезав что-то необыкновенное, то, что до них никто не делал. Однажды два брата как-то похвастались, что смогут вырезать изображения всех русских царей. А в то время умение вырезать портреты считалось высшей степенью мастерства. И что же? Через несколько лет они смогли выполнить то, что обещали - на декоративной пластине вырезали 61 портрет правителей, начиная от Рюриковичей и заканчивая Елизаветой.

Резчик Шубный Яков Иванович Декоративная пластина «Родословие» Холмогоры. 1774. Моржовая кость, дерево, ткань Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка. ГИМ

Резчик Шубный Яков Иванович Декоративная пластина «Родословие» Холмогоры. 1774. Моржовая кость, дерево, ткань Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка. ГИМ


Скульптура «Петр I - победитель шведов» . 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка. ГИМ

Скульптура «Петр I - победитель шведов» . 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка. ГИМ


Конная скульптура Петра Великого

Конная скульптура Петра Великого


Моржовая и мамонтовая кость – прекрасный материал для изготовления шахмат: русские мастера вырезали их с XVII века.

Шахматы.  Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска. ГИМ

Шахматы. Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска. ГИМ


Шахматы. Архангельская губерния  XVIII век. Бивень мамонта, Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка

Шахматы. Архангельская губерния XVIII век. Бивень мамонта, Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка

Ларчики

Ларчик. Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба. ГИМ

Ларчик. Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба. ГИМ
Ларчик собран из отдельных костяных дощечек.

Ларчик-подголовник Архангельская губерния. XVIII век Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска

Ларчик-подголовник Архангельская губерния. XVIII век Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска


Ларец-теремок Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ

Ларец-теремок Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ


Ларец-теремок свадебный Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска. ГИМ

Ларец-теремок свадебный Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска. ГИМ


Ларец-теремок свадебный Русский Север. 1770-1780-е. Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага. Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка. ГИМ

Ларец-теремок свадебный Русский Север. 1770-1780-е. Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага. Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка. ГИМ


Коробочки «Суд царя Соломона», «Курильщики», «Коробочка-туфелька», «Коробочка-яйцо». Вторая половина XVIII века Моржовый клык, Ажурная, рельефная резьба, гравировка

Коробочки «Суд царя Соломона», «Курильщики», «Коробочка-туфелька», «Коробочка-яйцо». Вторая половина XVIII века Моржовый клык, Ажурная, рельефная резьба, гравировка

Настольные кабинетики

По форме своей напоминают секретеры, со множеством ящичков, но без столешницы.

Настольные кабинетики

Настольные кабинетики


Настольный кабинетик сер. XVIII века

Настольный кабинетик сер. XVIII века

Настольный кабинетик-подчасник VVIII век моржовая кость

Настольный кабинетик-подчасник VVIII век моржовая кость



Конец XVIII-начало XIX века

На рубеже XVIII-XIX веков мастера наконец-то выпускают на волю свою фантазию: из-под их резца выходят причудливые орнаменты, портреты, жанровые композиции, состоящие из нескольких фигур.

Коробка для рукоделия Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл. Токарная, ажурная, рельефная резьба. ГИМ

Коробка для рукоделия Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл. Токарная, ажурная, рельефная резьба. ГИМ


Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ» Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага. Токарная, ажурная, объемная резьба. ГИМ

Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ» Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага. Токарная, ажурная, объемная резьба. ГИМ


Памятник Минину и Пожарскому. Настольная скульптура. Работа А. Коржавина. Начало XIX века

Памятник Минину и Пожарскому. Настольная скульптура. Работа А. Коржавина. Начало XIX века

XIX век

Классицизм, новый стиль начала XIX века, не мог не отразиться и на работах холмогорских мастеров – они становятся более строгими и лаконичными по форме, а их орнамент – более миниатюрным. Именно тогда работу холмогорских резчиков стали называть ювелирной.

Крышка туалетной коробки. Первая четверть XIX века. Холмогоры Архангельской губ. Кость, дерево, бумага. Резьба, гравировка. Русский музей.

Крышка туалетной коробки. Первая четверть XIX века. Холмогоры Архангельской губ. Кость, дерево, бумага. Резьба, гравировка. Русский музей.


Веер. Вторая половина XIX века.

Веер. Вторая половина XIX века.


Цепь ордена Андрея Первозванного . 21 ажурный медальон. Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка . ГИМ

Цепь ордена Андрея Первозванного . 21 ажурный медальон. Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка . ГИМ


Картина «Прощание с императором Александром I» Архангельская губерния Вторая четверть XIX века Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска. ГИМ

Картина «Прощание с императором Александром I» Архангельская губерния Вторая четверть XIX века Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска. ГИМ


Хотя создатели всех этих шедевров, виртуозы своего дела, чаще всего так и остались для нас неизвестными, несколько имен история все же сохранила.

Братья Шешенины

В письменных документах XVII века, касающихся холмогорских резчиков, записано, что местные мастера, братья Шешенины были вызваны в Москву самим царем для работы в Оружейной Палате. Им было поручено отреставрировать царский костяной трон Ивана III, который в XV веке сделали греческие мастера. Братья-поморы не подвели, с работой справились – отреставрировали трон. Взглянуть на их великолепную работу можно и сейчас – этот древнейший трон находится в Оружейной Палате Московского Кремля.

Костяной трон. Оружейная Палата

Костяной трон. Оружейная Палата


Шешенины же так и остались работать в столице, и почитались они там лучшими костерезами.

Дудин Осип Христофорович

Родился в Архангельской губернии в простой крестьянской семье.
Сейчас в музеях находятся две его резные кружки, выполненные в 70-е годы XVIII века. На них Дудин вырезал рельефные портреты русских царей и князей.
Одна из них, 1774 — 1775 rr., хранится в Эрмитаже. На ее поверхности на фоне тонкой ажурной резьбы в четыре ряда расположены пятьдесят восемь! портретов (от Рюрика до Екатерины II). Портретами украшена также и поверхность крышки, венчают которую изображения символов власти – короны и державы. Основа кружки выполнена из рога контрастного темного цвета.

Дудин О.Х. Кружка с 58 портретными изображениями. 1774-1775. Резная кость Государственный Эрмитаж

Дудин О.Х. Кружка с 58 портретными изображениями. 1774-1775. Резная кость Государственный Эрмитаж


Кружка из слоновой кости с резными портретами Высочайших Особ, находящаяся в монастырской ризнице.Соловецкий монастырь.Работа мастера О. Дудина

Кружка из слоновой кости с резными портретами Высочайших Особ, находящаяся в монастырской ризнице.Соловецкий монастырь.Работа мастера О. Дудина


Костяные кубки с крышками, Мастерская Дудина О. Х.:  Кубок с портретом императрицы Елизаветы Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка;  Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска. ГИМ

Костяные кубки с крышками, Мастерская Дудина О. Х.: Кубок с портретом императрицы Елизаветы Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка; Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска. ГИМ

Верещагин Николай Степанович

Одним из самых известных мастеров конца XVIII - начала XIX веков был Николай Степанович Верещагин. Сохранилось несколько его шедевров - декоративных ваз , которые сейчас хранятся в Эрмитаже.

Мастерская Верещагина, Ваза «Времена года»  Архангельск, 1790-е. Слоновая кость (?), дерево, шелк  Токарная, ажурная, рельефная резьба

Мастерская Верещагина, Ваза «Времена года» Архангельск, 1790-е. Слоновая кость (?), дерево, шелк Токарная, ажурная, рельефная резьба


Верещагин Н.С. Ваза.  1798. Резная кость Государственный Эрмитаж

Верещагин Н.С. Ваза. 1798. Резная кость Государственный Эрмитаж


И в заключение - несколько великолепных работ современных холмогорских мастеров-резчиков:

Гурьев Александр Степанович <br>Коробочка-репка. 1978 Кость Ажурная резьба <br>Ваза «Завиток». 1980 Кость Ажурная резьба Музей Ломоносова

Гурьев Александр Степанович
Коробочка-репка. 1978 Кость Ажурная резьба
Ваза «Завиток». 1980 Кость Ажурная резьба Музей Ломоносова

Осипов Геннадий Федорович, заслуженный художник РФ<br>Коробочка-репка. 1995 Бивень мамонта. Ажурная резьба <br>Коробочка «Птица». 1995 Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба <br>Туалетная коробочка «Птицы». 2001 Кость, моржовый клык. Ажурная резьба <br>Нож «Фантазия». 2003 Кость. Ажурная, рельефная резьба <br>Норкин Валерий Владимирович <br>Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость Ажурная, рельефная резьба

Осипов Геннадий Федорович, заслуженный художник РФ
Коробочка-репка. 1995 Бивень мамонта. Ажурная резьба
Коробочка «Птица». 1995 Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба
Туалетная коробочка «Птицы». 2001 Кость, моржовый клык. Ажурная резьба
Нож «Фантазия». 2003 Кость. Ажурная, рельефная резьба
Норкин Валерий Владимирович
Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость Ажурная, рельефная резьба

Просвирин Виталий Александрович , заслуженный художник РФ <br>Ваза «Рябина». 1982 Зуб кашалота Ажурная, рельефная резьба<br>Ваза «Охотник на уток». 1987 Зуб кашалота Ажурная, рельефная, объемная резьба <br>Скульптура «Охота на медведя»

Просвирин Виталий Александрович , заслуженный художник РФ
Ваза «Рябина». 1982 Зуб кашалота Ажурная, рельефная резьба
Ваза «Охотник на уток». 1987 Зуб кашалота Ажурная, рельефная, объемная резьба
Скульптура «Охота на медведя»


Жив прекрасный промысел!

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








34249
15.05.2018 13:20
В закладки
Версия для печати




Смотрите также