Литература   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Многие любят постановку «Женитьбы Фигаро» с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. Автор пьесы, Пьер Бомарше, — один из самых известных французских писателей. Но мало кто знает, что чуть ли не больше, чем сценарии для театральных постановок, денег ему приносила деятельность в качестве тайного агента короля.


Бойкий юноша ищет состоятельную вдовушку, чтобы составить её семейное счастье


В самом создателе Фигаро было очень много от его создания. В этот мир он вошёл, конечно, не с самых низов — сын часового мастера, но и не так, чтобы с той отправной точки, чтобы потом лично общаться с королём (а ведь общался!). Только отчасти ему помогли музыкальный и литературный дар, куда больше — хорошо подвешенный язык, умение строить сложнейшие тактические и стратегические расчёты и быстрый ум.

Начать с того, что никакого дворянского "де Бомарше" после его имени — Пьер Огюстен — изначально не стояло. Он был просто Карон. Пьер Карон родился в Париже, в 1732 году. С малых лет его обучали механике, чтобы однажды он унаследовал дело отца. А нравилось ему учить — музыку. Музыканты были в большой моде. Те, кому не везло найти патронов, которые взяли бы их личными музыкантами, всё же неплохо устраивались учителями музыки в дворянских домах.

Знакомство Пьера Карона с королём Людовиком XV так и состоялось — молодой, симпатичный, обаятельный, с огромным даром убеждения парижанин сумел устроить так, чтобы его наняли обучать игре на арфе королевских дочерей. Такой эпизод уже мог бы стать верхней точкой карьеры — для многих, но не для Пьера Карона. Ему хотелось немного больше денег, немного больше известности, немного больше уважения и немного больше общественного веса.

Принцесса Мари-Аделаида, одна из учениц Пьера Карона. Портрет Кисти Жана Марка Наттье.

Принцесса Мари-Аделаида, одна из учениц Пьера Карона. Портрет Кисти Жана Марка Наттье.

Он женится сначала на одной богатой вдове (значительно старше), мадам Франкё, потом на другой, мадам Левёк. Понятное дело, сначала умерла первая, и это доставило немало неприятностей. Во-первых, поползли слухи, что Карон, то есть теперь уже де Бомарше (то есть владелец поместья Бомарше), первую жену отравил, и укрепись они, это стало бы его социальной смертью. Во-вторых, смерть жены поставила его в очень финансово невыгодную ситуацию, поскольку кредиторы, которых устраивало, что мадам де Бомарше выплачивает долги потихоньку, Карону не верили и разом пришли требовать своё. Ну, и вместе со смертью мадам де Бомарше умерли её социальные связи, чего Карон не мог не предвидеть — так что он был последним, кому была выгодна смерть его многоуважаемой, в почтенных летах, жёнушки.

По счастью, не отвернувшийся от де Бомарше товарищ, банкир Дюверне, с которым де Бомарше сотрудничал, помог расплатиться с долгами, а слухи наткнулись на высказывание Вольтера о том, что для отравления жены Бомарше слишком смешон — оно понравилось общественности, и де Бомарше освободили от тяжёлого, хотя и неофициального, обвинения.

Сражения господина Пьера Карона с придворными обманщиками Испании и Франции


Второй брак де Бомарше обошёлся без скандалов, зато скандал подкинула родная сестра: её совратил и бросил испанский писатель Хосе Клавихо и Фахардо. Писатель он был непростой, а придворный, так что, когда де Бомарше засобирался в Мадрид требовать справедливости при королевском дворе, можно было только пальцем у виска покрутить: кто тебя будет слушать, парижанин, кому есть дело до дочери часовых дел мастера?

Де Бомарше прибыл в Мадрид, де Бомарше добился того, чтобы его выслушали, де Бомарше произнёс речь, которая не дошла до нас — и невероятно, но совратителя лишили должности и, конечно, удалили от двора. Сделал это лично испанский король! Не удивлён был, казалось, один Бомарше. Его планы почти никогда не проваливались. Почти.

Фабрис Лукини в заглавной роли в фильме *Наглец Бомарше*.

Фабрис Лукини в заглавной роли в фильме *Наглец Бомарше*.

Через шесть лет после злополучного происшествия с сестрой Бомарше столкнулся с новой неприятностью, которая последовала за личным горем: умер его друг и деловой компаньон Дюверне, тот самый, что некогда помогал расплатиться с долгами. К тому времени Бомарше уже сумел получить немного прибыли и вложиться в дело Дюверне, так что уже банкир был ему должен, но после его смерти добиться возврата долга не удалось. Наследники Дюверне не просто не пожелали возвращать долга, но и обвинили Бомарше в обмане.

Конечно, последовала тяжба. Де Бомарше проиграл, и не просто проиграл, а после взяток, переданных через жён судей — и часть этих взяток они не вернули. Он обвинил судей в бесчестности — те заклеймили его лжецом. Пошёл новый виток противостояния, который де Бомарше оборвал очень изящно — выпустил большой текст о том, как бесчестно работают судьи во Франции. Текст впечатлил самого короля. В конечном итоге судьям пришлось отозвать обвинение Бомарше в клевете, а наследника Дюверне — отдать долг.

Это была не первая победа пера Бомарше. Когда он был ещё молод и, как часовщик, изобрёл анкерный спуск — механизм, повышающий точность хода часов, который используется и в наше время. На момент изобретения Карону, будущему Бомарше, был двадцать один год. В таком возрасте настоящим ударом было узнать, что обещавший Карону поддержку придворный часовщик… Предоставил изобретение юноши королю как своё собственное!

Пьер Карон опубликовал открытое письмо, разоблачающее придворного часовщика. Это письмо обратило на себя внимание должностных лиц, и они ознакомились с доказательствами Карона — предшествующими моделями механизма, каковых у вора, конечно, не было. Справедливость восторжествовала, Карону вернули авторство, а новые часы ему заказала сама мадам де Помпадур. Карон вмонтировал их в перстень. Несмотря на скромные размеры — около сантиметра в диаметре — они шли с отставанием не больше секунды в неделю.

Пьер Бомарше в возрасте двадцати трёх лет, портрет кисти придворного художника Наттье.

Пьер Бомарше в возрасте двадцати трёх лет, портрет кисти придворного художника Наттье.

Кстати, придворным учителем игры на арфе Карон стал после того, как изобрёл педаль, которая делала управление звуком точнее, а сам звук — чище. Для того, чтобы усовершенствовать инструмент, он и сам на нём научился играть в совершенстве.

Музыкант, оратор, драматург, механик — уже многовато талантов для одного человека? Как бы не так, ведь де Бомарше был ещё и королевским тайным агентом. И задания ему назначал лично король Франции.

Человек короля


Считается, что именно по поручению французского короля Бомарше подогревал войну за независимость в Америке, которая так выгодно ослабляла и отвлекала Британию — он вдруг заделался торговцем оружием и боеприпасами и, кроме того, секретно вербовал в помощь американцам опытных повстанцев-офицеров, в основном из числа польских эмигрантов.

Другим заданием Бомарше было уничтожить весь тираж компрометирующих записей о мадам Дюбарри, фаворитке короля, который готовился к публикации в Лондоне, и взятками добиться того, чтобы подобных публикаций в Британии больше не всплывало. Бомарше справился, хотя это оказалось очень непросто.

Кадр из фильма *Наглец Бомарше*.

Кадр из фильма *Наглец Бомарше*.

Но самой легендарной операцией Бомарше стало обнаружение и переговоры с другим тайным агентом французского короля, взбунтовавшимся д’Эоном. Заданием было добиться того, чтобы д’Эон вернул секретные документы и притом ещё однозначно вышел из игры. Всё осложнялось тем, что сам д’Эон небезосновательно опасался того, что его собираются убить. В результате Бомарше уговорил своего мятежного коллегу подписать документы, по которым он признавал себя женщиной (что гарантировало ему жизнь, но полностью выводило из шпионских игр) и сдаться Франции.

На фоне всех этих приключений уже не так ярко смотрится тот факт, что именно Бомарше добился введения во Франции законов об авторском праве, которые гарантировали писателям доход с постановок и републикаций их произведений, и что Бомарше в девяностых годах пришлось опять уехать в Лондон, скрываясь от преследования за одну из крупнейших его афер — подряд на поставку французской армии вооружения, который он не выполнил.

Фигаро здесь, Фигаро там!

Эта история была бы неполной без истории ещё одного персонажа — Кавалер и барышня д'Эон: феминистка, поклонник России, шпион и гендерквир XVIII века.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








6879
15.06.2019 16:25
В закладки
Версия для печати