Не секрет, что уже не первый год толерантность охватывает сферу культуры. Мы уже привыкли к необычным образам известных героев кино, созданных под её влиянием. Но как реагировать на то, что подобные модные веяния добрались и до казалось бы неприкосновенной сферы — религии? Религиозные лидеры тоже хотят быть в тренде: недавно епископ Кентерберийский заявил, что «белизну Иисуса нужно переосмыслить».
«Мы живём во время не только пандемии коронавируса, но и во время эпидемии политкорректности, когда мы не знаем, что можно говорить, а чего говорить нельзя». (американистка Лима Сайед)
Статуя Христа на троне в окружении ангелов над дверным проемом Кентерберийского собора.
Во время кампании по сносу памятников спорным историческим фигурам, стартовавшей из-за недавних расовых протестов в США, могут пострадать и религиозные символы. Вдова Нельсона Манделы, бывшего заключённого, ставшего президентом ЮАР, Граса Машел, заявила: «Не стоит сносить статуи. Это часть истории. Мы должны помнить откуда всё начиналось и к чему привело». Эти слова привели её к ссоре с епископом Кентерберийским, который сообщил, что статуи в Кентерберийском соборе будут исследованы очень внимательно им лично. После этого будет принято решение о том, «все ли они должны там находиться». Также он призвал Запад пересмотреть своё преобладающее мнение о том, что Иисус был белым. При этом епископ указал на различные изображения Христа в разных странах.
Икона Девы Марии со Христом из эфиопской церкви.
Витраж в Кентерберийском соборе.
Глава англиканской церкви считает, что церкви должны пересмотреть то, как они изображают Иисуса. Он сказал: «Да, конечно, это чувство, что Бог был белым ... Вы заходите в разные церкви по всему миру и... не видите белого Иисуса.Вы видите африканского Иисуса, китайского Иисуса, ближневосточного Иисуса!». Преподобный Уэлби подчеркнул, что его видение решения этого щекотливого вопроса заключается не в том, чтобы «выбросить» прошлое, а вместо этого предложить миру целостную картину «универсальности» Христа. Иисус изображается в разных культурах по-разному. Ведь все мы разные — мы по-разному выглядим, разговариваем, мыслим. Но все мы люди и Бог, который стал человеком ради нас, выглядит как мы.
Картина с изображением Иисуса, держащего крест, работы испанского художника эпохи Возрождения Эль Греко, 16 век.
Изображение Святого Сердца Иисуса, работы Помпео Батони, 1760 год.
При этом преподобный Уэлби также заметил, что хоть статуи в Кентерберийском соборе будут рассматриваться в ходе общенациональной кампании Black Lives Matter по сносу памятников спорным фигурам, но снос всех памятников под ряд, он не одобряет. «Мы можем сделать это только ради восстановления справедливости. Каждую статую мы будем тщательно изучать и некоторые придётся удалить».
Конечно, решение будет принимать епископ не один, он не имеет на это права. Церковь будет принимать совместное решение. Кентерберийский собор украшают десятки скульптур от Уильяма, герцога Нормандии, до королевы Елизаветы II. Архиепископ сказал, что прощение и справедливость должны идти рука об руку, и добавил: «Мы в последнее время стали свидетелями некоторых кризисов, с которыми столкнулись за последние несколько месяцев, не только Covid-19, но и Black Lives Matter и экономический спад. К тому же, нам пришлось признать, что существует гораздо большая несправедливость. И нам нужно всем отвернуться от этого, что и означает покаяние, но мы также должны научиться прощать».
Гравюра на дереве Гюстава Доре, изображающая Иисуса в виде белого человека.
Представитель Кентерберийского собора говорил: «Все предметы в соборе пересматриваются, чтобы гарантировать, что всё, что связано с рабством, колониализмом или спорными фигурами из других исторических периодов, отображается с чёткой объективной интерпретацией и контекстной информацией, и представлены таким образом, чтобы избежать любого чувства возвышения. Мы надеемся, что признав любые связанные с этими объектами угнетение, эксплуатацию, несправедливость и страдания, все посетители смогут уйти с большим пониманием нашей общей истории и вдохновиться на дальнейшее изучение и обсуждение».
Признавая общенациональный подход к этим вопросам, директор церквей и соборов англиканской церкви, Бекки Кларк, сказала: «В наших церквях и соборах есть памятники отдельным лицам и событиям, разрушительное воздействие которых всё ещё ощущается людьми, живущими в Великобритании сегодня».
Таким ИИсуса Христа преимущественно изображал кинематограф.
В Библии нет никакого физического описания Иисуса, за исключением одного отрывка, в котором говорится, что он носит цицит. В результате в разных странах, разные расы обычно запечатлевали свою внешность в изображении Христа. На западных картинах Иисус изображён, как европеоид. Самые ранние изображения изображали Христа как типичного римлянина, с короткими волосами и без бороды, в тунике. Только в 400 году нашей эры. Иисус появляется с бородой. Возможно, это должно олицетворять мудрость, ведь философы того времени обычно изображались с растительностью на лице. Общепринятый образ полностью бородатого Иисуса с длинными волосами утвердился до VI века в восточном христианстве, а позже и на Западе.
Воскресение Иисуса, 13 век: на этой картине изображено воскресение Христа на панелях норвежской церкви, датируемой 1200 годом.
Традиционно Иисуса изображали с длинными волосами и бледной кожей.
Средневековое искусство в Европе обычно изображало его с каштановыми волосами и бледной кожей. Этот образ был многократно усилен во время итальянского Возрождения с появлением таких известных картин, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, где изображён Христос с учениками.
Тайная вечеря Леонардо да Винчи.
Современные изображения Иисуса в фильмах, как правило, поддерживают стереотип о длинноволосом и бородатом Мессии, в то время как в некоторых абстрактных работах он изображён как дух или свет.
Одно из первых изображений Христа в римских катакомбах.
Фреска, изображающая Христа с его апостолами, ранняя христианская эпоха.
Но церкви по всему миру изображали Иисуса по-другому. В Эфиопии Христа изображают чёрным. А на китайской картине IX века, изображающей Иисуса, он изображён как китаец.
Иисус из Китая.
В 2015 году, вышедший на пенсию художник-медик Ричард Нив воссоздал «лицо Иисуса», изучив семитские черепа с использованием современных методов судебной экспертизы. Его портрет показывает, что Сын Божий мог иметь широкое лицо, тёмные глаза, густую бороду и короткие вьющиеся волосы, а также загорелый цвет лица. Эти черты, вероятно, были типичными для евреев Ближнего Востока в районе Галилеи на севере Израиля.
Лицо Иисуса, воссозданное доктором Нивом.
Доктор Нив подчеркнул, что это портрет взрослого человека, живущего в то же время и в том же месте, что и Иисус, но некоторые эксперты говорят, что его изображение, вероятно, намного точнее, чем картины великих мастеров. Без скелета или останков, без отсутствия описания внешности Христа в Новом Завете, все его изображения были основаны либо на том, как выглядели люди в обществе, в котором жил художник или скульптор, либо на слухах.
Данный метод использует культурные и археологические данные, а также методы, аналогичные тем, которые используются для раскрытия преступлений, для изучения различных групп людей. Эксперты предположили, что у Иисуса были черты лица, типичные для галилейских семитов его эпохи, основываясь на описании событий в Гефсиманском саду в Евангелии от Матфея. Евангелист писал, что Иисус очень похож на своих учеников. Доктор Нив и его команда проверили рентгеном три семитских черепа того времени, ранее найденные израильскими археологами.
На самом деле вся эта шумиха не так уж важна — это дань времени и моде. Гораздо важнее то, какие у нас отношения со Христом, если мы называем себя «христианами». Подробнее о христианских традициях и истинном значении роли Христа, прочтите в нашей статье что такое Пасха: языческая традиция или христианский праздник.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: