Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Антропологи утверждают, что все формы родства, которые считаются традиционными современной наукой, строятся на обмене родов женщинами. Да, в свете прогрессивных взглядов, к этому сложно относиться как к чему-то само собой разумеющемуся, но на протяжении всей истории женщине отводилась определенная роль. Это сказывалось на ее положении в семье, обществе. Джон Бушнелл в своей книге описывает ситуацию, которую можно расценить как бабий бунт, ведь русские крестьянки отказались выходить замуж, не соглашаясь с отведенной им гендерной ролью.


Представление о том, что дореволюционная Россия – это оплот патриархально-традиционных ценностей достаточно прочно укоренилось в истории. Русские крестьянки рано выходили замуж и всю свою жизнь посвящали служению мужу, работе по хозяйству, рождению детей, предполагалось, что женщина беспрекословно слушается и подчиняется своему супругу, выполняет подавляющая часть работ по дому, работает в поле.

Исследовательская работа о России американского ученого.

Исследовательская работа о России американского ученого.


Но так было не всегда и не везде. Историк Джон Бушнелл в своих исследованиях доказывает, что женщины, поняв весьма сомнительную выгодность брака, стали массово от него отказываться, тем самым пошатнув сложившиеся устои, а точнее даже подорвав патриархальные каноны. Речь идет о крестьянках старообрядцев Спасова согласия, в 19 веке их численность достигала миллиона, а жили они вдоль Волги. Их жизненный уклад заметно влиял на демографию, экономику и быт огромного региона, потому бабий бунт привел к тому, что дворяне стали вмешиваться в личную жизнь своих крепостных крестьянок. Но об этом чуть ниже.

Кто такой Джон Бушнелл и почему он так осведомлен о русских крестьянках



Отказ от брака был весьма неожиданным решением, принявшим массовый характер.

Отказ от брака был весьма неожиданным решением, принявшим массовый характер.


Бушнелл – профессор Северо-западного университета США сам объяснил интерес к этой теме в предисловии к книге «Эпидемия безбрачия среди русских крестьянок». Он заинтересовался этой темой после того как сделал для себя две неожиданные находки. Ему на глаза попались исповедные ведомости – списки прихожан, которые приходили или не приходили на исповедь. Таковы были нормативы ведения учета в церквях. В них же можно было увидеть, что в некоторых деревнях в конце 18 века очень много взрослых женщин так и остаются в «девках».

Для русской деревни того времени нормальной бы была цифра в 1-2 незамужнюю женщину, но чтобы поголовно, всей деревней! К тому же в работах русских историков можно найти утверждение, что замужество, пусть и неудачное, для крестьянки было неизбежностью. К примеру, в деревне Случково 44-70% женщин (по разным данным) были незамужними. Мужчины при этом, были женатыми, а их жены привезены из других деревень. Как правило, невеста выбиралась из населенных пунктов не дальше 10 километров, по-крайней мере к началу периода отказа от замужества, который приходится на 1970 года, радиус поиска подходящей кандидатуры был именно таким.

Старообрядцы 17 века.

Старообрядцы 17 века.


Однако в дальнейшем он расширился, поскольку проблема лишь усугублялась. Нередко невесту приходилось выкупать из крепостничества, для того девушка вообще появилась в доме.

Традиционные отношения предполагали, что происходит обмен дочерьми между дворами и семьями. Однако если внушительная часть женщин выпадает из числа невест, то намечающийся перекос приводит и к конфликтам. Так, семьи, имеющие сыновей, были возмущены тем фактом, что имеющие дочерей не выдают их замуж. Были обращения к помещикам, с просьбой посодействовать образованию новых ячеек общества. Конечно же, путем давления на семьи, имеющих дочерей.

У женщин был выбор соглашаться на замужество или нет.

У женщин был выбор соглашаться на замужество или нет.


Принято считать, что все решения за девушек в Царской России принимали их отцы, а затем и мужья. Если учитывать, что в некоторых регионах выдавали замуж начиная с 12 лет, то подобное вполне обосновано. Но с повышением брачного возраста растет и решающая роль самих будущих супругов.

В населенных пунктах, в которых наблюдался перекос в сторону незамужних женщин, не сохранилось метрических книг, поэтому нельзя сказать однозначно, в каком возрасте было принято заключать брак у спасовцев. Но зато известно, что в рамках одной семьи некоторые дочери выходили замуж, а некоторые – нет. Этот аргумент говорит в пользу самостоятельности решения, принятого именно женской стороной.

Это делает наиболее вероятным сопротивление браку именно со стороны девушек, причем поддерживаемое обществом и семьей. Говоря проще, девушки не боялись идти в разрез традициям и отказывались от брака по собственному желанию. Если у них было это право, то, с большей долей вероятностью, у них было и право выбрать жениха (тем более, что их больше, чем потенциальных невест).

Велено замуж ходить! А почему же не шли?



Оставаться в девках было не зазорным, если таких вся деревня.

Оставаться в девках было не зазорным, если таких вся деревня.


Император Павел в 1799 году подарил няне своих детей графине Шарлотте Ливен имение с крестьянами. Годом позже было готово распоряжение, которое содержало в себе весьма необычные рекомендации и даже угрозы. Так, отцам было велено отдавать девок замуж. А девкам было велено в этот самый «замуж» идти. На этом бы можно было бы и закончить, но ситуация была уж больно критическая, помещики не могли рассчитывать на увеличение числа своих крестьян, роста благосостояния, если новые семьи образовывались с таким трудом.

Предыдущая владелица имения позволяла родителям самостоятельно решать судьбу своих детей, потому матери не спешили отдавать девок замуж, оставляя их в отцовском доме. Во-первых, подросшая девушка – полноправный помощник по хозяйству, а когда их несколько, то и хозяйство можно расширить. Особенно если в семьях не было сыновей, которые могли бы привести невесток (да и откуда их было взять). Во-вторых, не стоит исключать человеческий фактор, ведь они прекрасно знают всю тяжесть женской ноши, которая ляжет на плечи любимой дочери сразу после замужества.

Свадьбы могли так и не дождаться.

Свадьбы могли так и не дождаться.


Другой причиной отказа от замужества называется слишком дорогая цена за венчание, которую устанавливали местные попы, для большинства крестьян это была неподъемная сумма. Поскольку всем парням от 20 до 35 и девкам от 18 до 25 до ближайшей Масленицы велено было разбиться по парам и женихаться, был предусмотрен и заем, который мог быть прощен, если отцы брачующихся имеют хорошую репутацию.

Девкам также было велено не перебирать и не злоупотреблять своим правом выбора (а то и отберут это право ненароком) и соглашаться на предложения. Если же девица, имея несколько предложений, отвергла их и оставалась незамужней к указанному сроку, то ее грозились отослать в Санкт-Петербург, для получения полезного ремесла (так себе угроза, стоит заметить). Те, что постарше, будут отосланы в господский дом для работ на местах. Если же у них при этом еще и дурная репутация, то их могли выслать вместе с мужиками.

Женщинам и без мужа находилась масса работы.

Женщинам и без мужа находилась масса работы.


Подобные рекомендации к тому времени были отнюдь не редкостью. Уже после 1750 года, помещики стали вынуждены вмешиваться в личную жизнь своих крестьян, устанавливали правила и наказания за их нарушения. Их интерес понятен, чем раньше девушки выходят замуж, тем быстрее образуется тягло. На такие решения помещиков провоцировали и жалобы, с которыми обращались женихи, которые были вынуждены искать невест далеко от своих имений, что создавало дополнительные расходы.

Политика помещиков относительно брачного вопроса была проще некуда – чем больше людей, тем больше он соберет оброка, потому чем больше семей в его владениях, тем прочнее его капитал. Хотя, если рассуждать глубже, то в этом плане интересы помещиков и крестьян совпадали. Для крестьянина большая и крепкая семья – залог крепкого хозяйства, ведь в ту пору вся работа была физической и требовала больше работников. Нередко барин сам выкупал женщину с другого имения, если к нему обращались напрямую с этим вопросом, ведь он и сам был заинтересован в образовании новой семьи.

Почему же все-таки крестьянки игнорировали институт брака?



Нередко в одном дворе жили сразу несколько дочерей, не вышедших замуж.

Нередко в одном дворе жили сразу несколько дочерей, не вышедших замуж.


Но если помещики и главы крупных крестьянских семейств имели свои интересы и воплощали их в жизнь, то у девушек были какие-то свои убеждения, следуя которым они пошатнули основы хозяйского и помещичьего уклада. Иронично, учитывая тот факт, что де-факто, женщины, а особенно молодые, были наиболее уязвимыми в этой системе взаимоотношений.

Бушнелл приводит много цифр и фактов, выдержек из метрических книг, но под этим скрывается некая сила убеждений, так, историк убежден, что от брака отказываются преимущественно спасовские женщины, принадлежащие одному из течений старообрядчества. Если окунуться в историю, то после реформ, старообрядцы условно делятся на два лагеря, те, кто принимали церковную иерархию и принимали отказ от брака только в виде монашества и тех, кто противопоставлялся им – беспоповцам.

Чем больше душ - тем выше оброк.

Чем больше душ - тем выше оброк.


Последние были уверены, что воцарился Антихрист, и даже видели его в лице царя, к тому же они были уверены, что на брак может дать благословение только священник, а раз его нет, то нет и брака. К тому же многие впадают в некий экзистенциальный кризис, в котором не до размножения и продолжения рода. Все таинства потеряли свою актуальность, нет связи с Богом, а потому и брак, заключенный без его согласия – грех.

Возможно, именно из-за религиозных убеждений отцы не перечили дочерям, которые намеренно отказывались от вступления в брак и все сводили к нигилизму. Однако вопрос, который возникает у читателя книги: почему же стремление противостоять Антихристу возникает исключительно у женщин, а у мужчин отсутствует, практически остается без ответа.

Свадьба на Руси была важным праздником не только для молодых, но и для всей деревни. Огромное количество традиций и обычаев, связанных с этим событием удивляют оригинальностью и некоторой нетактичностью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








65266
15.09.2020 13:22
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Александр Анисимов 4.10.2020 11:49    

    Фотография 17 века это сила, жду фото Спартака на Везувии и так далее.

  • Alex003 4.10.2020 13:06    

    Статья, надо понимать, - антисемейная пропаганда среди женщин.
    1. Если патриархальный (и церковный) уклад регламентировал женщине подчиняться мужу, то это не значит что женщина в семье угнетена и ее щемят не в дело. Правило свыше подчиняться мужу введено чтобы не надо было приводить чувство жену дубьем всякий раз когда она решит что права и начнет войну до победного конца. Но и это не работало всегда. Вспомните сказки "Золушка", "Сказка о рыбаке и золотой рыбке". Несмотря на то что речь о патриархальном укладе мужья в них - полные рабы своих жен.
    Правила были введены для того чтобы ограничить войны за власть. Но в некоторых случаях. как мы видим и правила, данные от Бога - женщине не указ.

    2.Беспоповцы выбирают священника из своих рядов по случаю, и не приемлют никого со стороны. Так что священников у них всегда хватает, достаточно наличия хоть одного мужчины в общине. Наверняка в той области сложилась ситуация перекоса в сторону староообрядцев - женщин. Им просто не за кого было выходить. И все скандалы наверняка были за то чтобы их оженить на новообрядцах, либо смешать беспоповцев с поповцами. Либо в статье перепутаны первые с последними.
    3.Женщины в крестьянской семье - обуза и их не надо много. Одна жена, и если семья большая - одна дочь помощница.
    Больше не нужно. Экономически невыгодно. Придерживали мальчиков не давая им жениться раньше времени, потому что именно они приносят основной доход семье. Девочек старались побыстрее спихнуть на сторону. Это лишние рты. Обуза.
    Поэтому принято было приплачивать за то чтобы их взяли замуж (приданое).






Смотрите также