Михаил Горбачев говорил без бумажки и открыто общался с народом прямо на улице. Успевшие влюбиться в нового лидера советские граждане удивились еще и тому, что об руку с ним постоянно ходит женщина, порой превышающая в энергичности генсека. Раисе Горбачевой было суждено остаться в истории первой леди СССР. И последней. Все предыдущие лидеры не привлекали к управлению страной своих спутниц. В Россию вместе с демократией пришла еще одна тенденция. И надо сказать, что многие приняли «товарища Гуччи» в штыки.
Замуж за тракториста
Первые супружеские годы.
С будущим супругом Раиса познакомилась в студенческом клубе при МГУ. Порядочная и скромная девушка была студенткой самого необычного факультета — философского. Горбачев влюбился сразу, но его избранница игнорировала ухаживания, только-только расставшись с предыдущим женихом. Причиной стало простецкое происхождение девушки, что не приняли высокопоставленные родители. Горбачеву же рабочая родословная Раи нисколько не мешала, как и ее отказы. Настойчиво и терпеливо оказывая знаки внимания, за два года он добился руки девушки. Не имея денег на организацию свадьбы, студент проработал лето трактористом. Свадьбу устроили по средствам – в студенческой столовой. Гостей угощали винегретом, картошкой в мундирах, селедкой да «Столичной». Раиса училась на курс впереди, поэтому закончила вуз раньше мужа. Когда юриста-выпускника распределили в Ставропольский край, без раздумий поехала с ним. Пока супруг выстраивал карьеру, без дела Раиса не сидела. Много времени уделяла воспитанию дочки, преподавая на кафедре философии в мединституте.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как западная культура шагала в Москву на плечах конкурсов красоты.
Непринятая высшим обществом
Горбачевы на Кубе. /Фото: cdn1.img.ria.ru
Вскоре перспективного специалиста избрали секретарем партии и пригласили работать в Москве. Поначалу он жил на работе, и Раиса существовала словно в параллельном мире. Рук не опускала, времени зря не теряла, а продуктивно занималась собой. Выучила английский, участвовала в научных пресс-конференциях, много работала со студентами, но при этом всегда избегала светских приемов. На этих встречах представительницы высшего кремлевского общества новенькую, что называется, на дух не переносили. И при всяком удобном случае акцентировали внимание на ее неблагородном происхождении. Но Горбачев шел вверх стремительно, и с Раисой Максимовной всем приходилось считаться.
Политик изначально не планировал держать супруг в тени. Он открыто выражал любовь к ней, не скрывал гордости за обаятельную супругу и получал удовольствие от того, что она находилась рядом. Когда 11 марта 1985-го Горбачев стал советским президентом, его жена превратилась в первую леди страны. Теперь основную часть жизни правителя заняли командировки, и Раиса Максимовна неизменно его сопровождала. В 1986-м она даже не побоялась побывать в Чернобыле, а еще через 2 года бродила по армянским руинам после разрушительного землетрясения.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Зачем Горбачев согласовывал с Бушем спуск советского флага или Последний день СССР.
За что не любили первую леди
Чета Горбачевых в США. /Фото: photo-cms-kienthuc.zadn.vn
Эти два события подтолкнули Горбачеву к благотворительной деятельности. Отныне первая леди оказывала всяческую поддержку больным детям и взрослым, особо нуждающимся и неприкаянным. Но несмотря на любые с виду добрые дела, ее откровенно недолюбливали.
В обществе поселилась теория о том, что страной правит не президент, а его жена. Именно она, по мнению весомого числа граждан, подсказывала мужу, какие принимать решения, с какими странами дружить, кого назначать на ответственные посты. Ее критиковали даже за манеру шествовать впереди супруга, что, якобы, демонстрировало женское превосходство. Потому как остальные жены видных деятелей обычно осторожно следовали поодаль. Как-то Горбачев бросил неосторожную фразу, отвечая на вопрос зарубежного журналиста о том, в какие государственные вопросы Михаил Сергеевич посвящает супругу. «Во все», - уверенно ответил он. Тот случай и поставил под сомнение компетентность Горбачева в качестве главы огромного государства. Сама же Раиса Максимовна позже признавалась, что нисколько не разбиралась в политике, оказывая мужу исключительно моральную поддержку.
Богатства и капризы первой леди
Вычурный образ Раисы Максимовны раздражал рядовых советских женщин. /Фото: wikiimg.tojsiabtv.com
Притчей во языцех наследили в истории закатного СССР наряды Горбачевой. В народе шептались, что генсекова жена по нескольку раз на дню меняет костюмы, на что тратятся баснословные суммы из казенных рублей. Причем считалось, что свой гардероб Раиса Максимовна приобретает в самых модных европейских домах. Ей даже дали подпольное прозвище – «товарищ Гуччи». При этом сама Горбачева утверждала, что ее не обшивали ни Гуччи, ни Ив Сен-Лоран. Одевалась она усилиями мастеров ателье на Кузнецком мосту. Да и сегодня тогдашняя видимая роскошь образа жены Горбачева выглядит смешно. Но на тот момент непривычные к разнообразию советские женщины видели в Раисе Максимовне вечный раздражающий фактор. И чем сильнее страна сползала в экономический кризис, тем больше усиливалась эта неприязнь.
Говорили в народе и о других капризах президентской жены. Экс-руководитель из ЦК КПСС Виктор Болдин писал в книге «Крушение пьедестала» о том, что КГБ отвечало за подбор прислуги для «первой леди»: чтоб молчаливые и, обязательно, не моложе и не красивее хозяйки.
Да и Горбачева не скрывала, что приобщилась к солидному образу жизни, не опасаясь чьих-то сплетен. В окружении поговаривали, что Раиса Максимовна выбирала личную охрану по фотографиям из самых симпатичных, а дополнительно распоряжалась приставить к ней человека для ношения сумочки. Некоторые советские граждане считали, что Горбачев слишком много внимания уделяет делам семейным, забывая о народе своей страны. Это, по мнению людей, и стало одной из причин краха Союза. И супруга Горбачева этому поспособствовала. Политик, по мнению закаленного советского общества, мог быть строгим, жестким, властным и прямолинейным. Но никак не романтичным и вечно влюбленным.
Марию Арбатову называли главной феминисткой страны, а первая итальянская супермодель Бенедетта Барзини и вовсе стала иконой радикального феминизма.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: