Главный шифровальщик 8-го ГУ советского КГБ Виктор Шеймов на протяжении пяти лет значился как без вести пропавший. На самом же деле он все это время жил в США под другим именем, служа в Агентстве нацбезопасности. Бегство советского майора вместе с семьей было настолько профессионально спланировано и организовано, что спецслужбы Советского Союза рассматривали любую версию, кроме предательства.
Карьерные успехи и добровольная вербовка
На представителей ЦРУ Шеймов вышел сам.pp.userapi.com/Фото:
Иностранные шифры считаются кладом для любой разведки. Если бы перед разведчиком встала дилемма, кого завербовать - министра либо шифровальщика, то он наверняка предпочел бы последнего. Министр, безусловно, владеет конфиденциальной информацией, но предоставить доступ к секретным каналам связи и перехваченным телеграммам может именно шифровальщик. Американский флот мог бы проиграть Мидуэю, если бы не раскрытые военно-морские шифры японцев. А без расшифровки перехваченных гитлеровских телеграмм было бы загублено куда больше жизней и упущен исход многих ключевых сражений. На этой исключительности собственного положения и сыграл майор КГБ Виктор Шеймов.
После окончания МГТУ им. Баумана и первого трудового опыта в оборонном НИИ его пригласили в самое засекреченное спецподразделение Комитета госбезопасности – 8-й главк. Это ведомство занималось обеспечением безопасности и, собственно, организацией шифровальной связи в Союзе и за рубежом. В 1980-м Виктор Шеймов назначен начальником отдела, курировавшим шифровки зарубежных советских посольств. В компетенции майора были все криптологические нюансы этой работы, не только действующие, но и лишь разрабатываемые. Именно к этому периоду Шеймов принимает твердое решение продолжить свою деятельность за рубежом.
Такой шанс вырисовался у Шеймова в ходе служебной поездки в Польшу. Несмотря на то, что шифровальщик круглосуточно находился под неусыпным оком службы безопасности при посольстве, ему удалось связаться с американцами. Использовав пребывание в культурном центре как прикрытие, он незаметно покинул уборную, куда отлучился под предлогом плохого самочувствия. Замаскировавшись, он встретился с представителем ЦРУ, предложил ему свои услуги, озвучил приемлемые условия и стал ждать.
Смутные перспективы на родине и мемуарные откровения
Режим коммунистического рабства толкнул шифровальщика на предательство./Фото: ttolk.ru
Как позже признавался Шеймов в мемуарах от 1993 года, на подобный шаг его толкнула ненависть к советской коммунистической машине и внутреннее стремление ее побороть. На его мировоззрение повлияли встречи со столичными диссидентами, повальное лицемерие в среде начальства, общая неудовлетворенность образом тогдашней жизни и желание не говорить, а действовать. Шеймов взялся за разгром режима в самом глобальном смысле, убедившись в обреченности коммунистического рабства. Не прошли мимо и преследования и даже убийства инакомыслящих коллег, что советские исследователи позже назвали откровенной ложью. Нельзя, пожалуй, исключать и страстную симпатию к западной демократии.
Шеймов больше не мог приспосабливаться и ждать, вдруг все изменится само по себе. Подать в отставку и уйти из КГБ тоже было маловероятным сценарием. Самоубийством стало бы и открытое выступление против сложившегося режима. Не менее авантюрной казалась, к примеру, организация какой-нибудь подпольной антикоммунистической ячейки. Но после долгих раздумий Шеймов выбрал для себя наиболее опасный вариант: покинуть СССР и навсегда бежать на Запад с женой и дочерью.
Операция «Побег» и несостоятельность расследования КГБ
По одной из версий, Шеймовы бежали через Польшу./Фото: politeka.net
Как утверждал сам Шеймов, ему трижды пришлось встречаться с представителем ЦРУ в Москве. Опасаясь, что его оставят в пределах Союза «кротом», он выдавал тайную информацию постепенно, оставляя ключевые моменты при себе. Шеймов до последнего не знал, каким образом его с супругой и ребенком переправят на Запад. Но готовиться семья начала заранее, чтобы потом, когда их начнут искать, не создалось впечатление о побеге.
Шеймов обставлял все так, чтобы у правоохранителей была главная убедительная версия – убийство. Жена приобрела железнодорожные билеты до Ужгорода. Шеймов сообщил на работе, что выходные проведет в Подмосковье у товарищей, и что телефонная связь с ним будет отсутствовать. Побег спланировали на пятницу, чтоб выиграть время до начала новой рабочей недели. Что было дальше, точно неизвестно никому.
У советских правоохранителей было несколько версий. По одной, перебежчики пересекли госграницу в польском направлении на автомобиле. По другой версии, Шеймовы покинули аэропорт Внуково на самолете, причем глава семьи был загримирован под второго пилота, а жена и дочь перемещались в ящиках с якобы вышедшей из строя посольской электроникой.
Понятно, что ЦРУ не станет раскрывать тайну о сценарии вывоза, являвшуюся откровенным нарушением всяких дипломатических традиций. Но в любом случае, эта операция стала особенно дерзкой в истории предательств Родины кгбистами. Бывший зампредседателя КГБ СССР Ф.Бобков в книге, описывающей этот побег, сетовал, что к огромному стыду спецслужбам далеко не сразу удалось установить факт предательства. Это расследование затянулось на несколько лет. И все это время Шеймов успешно делился всей конфиденциальной информацией с новыми наставниками, потому как криптосистему в КГБ никто не менял.
Судебный иск против ЦРУ
Шеймову удалось выиграть дело против ЦРУ./Фото: im0-tub-ua.yandex.net
Добравшись до Америки, Виктор Шеймов ушел в работу с головой и даже был удостоен медалью за высокие заслуги. Всей семье незамедлительно предоставили американское гражданство. Западный историк Филипп Найтли считал Шеймова шпионом, которым двигали далеко не идеологические мотивы, а исключительно корыстолюбие. Есть информация, что после приятного и долгожданного сотрудничества Шеймов рассорился с ЦРУ. Британская газета The DailyTelegraph рассказывала, как он подал в суд на разведуправление, полагая, что ему не доплатили обещанную сумму за сотрудничество. Истец требовал возмещения в размере миллиона долларов и даже выиграл дело. Но какую сумму ему удалось отсудить, не разглашалось. На данный момент Виктор Шеймов по-прежнему проживает в Соединенных Штатах, занимаясь доходным бизнесом, связанным с кибербезопасностью.
И такой человек, как Андрей Власов ни с чем иным, кроме как с предательством не ассоциируется. Однако до перехода на сторону немцев он отметился в бою так, что до сих пор в России есть памятник в его честь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: