Историка моды и искусствоведа Александра Васильева всегда воспринимали в России неоднозначно. Он казался слишком уж манерным и оторванным от обычной жизни. Но зрители всё же смогли его принять и полюбить после того, как он сменил на посту ведущего «Модного приговора» Вячеслава Зайцева. Однако после начала СВО программа была закрыта, а сам Александр Васильев стал всё чаще появляться за рубежом. А в России его выступления и мастер-классы, с которыми он ездил по стране, один за одним отменялись. Причём сам он связывает это не со своей позицией против СВО, а с местью отвергнутой им женщины.
Увидеть Париж
Александр Васильев в детстве. / Фото: www.liveinternet.ru
Александр Васильев с детства рос в творческой среде. Его отец был театральным художником, мать – драматической актрисой и преподавала актёрское мастерство в Большом театре. Родители часто брали сына с собой в театр, и он на всю жизнь запомнил ощущение радости, переполнявшее его, когда он переступал порог храма искусства. Но больше всего манила его не сцена, ему казалось, что самое главное происходит за закрытыми тяжёлыми бархатными кулисами.
Ещё в детстве он увлёкся созданием реквизита и нарядов для игрушечных героев в кукольных спектаклях, позже сам поставил пьесу «Волшебник Изумрудного города», весь реквизит, костюмы и декорации для которого придумал и изготовил самостоятельно. И тогда же, в детстве он стал коллекционировать старинные вещи, они обладали для него особой притягательностью. Увлечения позволяли Александру Васильеву забывать обо всех проблемах, и даже о том, что одноклассники его не слишком любили.
Александр Васильев в юности. / Фото: www.pinterest.com
Все началось после того, как он с лёгкой руки мамы сыграл в восьмилетнем возрасте главную роль в телеспектакле, а ещё появлялся в нескольких детских передачах. Да и вообще ровесники считали Александра Васильева чудаком не от мира сего. Но он не унывал и искренне верил в своё великое будущее. Даже несмотря на то, что из элитной школы его исключили за неуспеваемость по точным наукам, и доучиваться подростку пришлось уже в школе рабочей молодёжи.
К моменту получения аттестата он уже точно знал, что пойдёт учиться на постановочный факультет Школы-студии МХАТ и будет впоследствии оформлять спектакли, как и его отец. Впоследствии он проработал вместе с папой в Театре на Малой Бронной всего год, а потом бросил всё и уехал в Париж. Звала его туда вовсе не слава столицы моды, он уехал во Францию вслед за своей любовью, девушкой Машей, эмигрировавшей вместе с матерью.
Александр Васильев в юности. / Фото: www.fotostrana.ru
Он даже вступил в фиктивный брак с француженкой, чтобы уехать. Правда, пока Александр Васильев получал разрешение на выезд и оформлял необходимые бумаги, возлюбленная и думать забыла об оставшемся в Москве театральном художнике. А он, приехав в Париж, уже не нашёл в себе сил вернуться назад в СССР, несмотря на разбитые мечты о любви. Он прожил в столице Франции 25 лет, сотрудничал с известными театральными актёрами и режиссёрами, писал книги, собирал свою потрясающую коллекцию костюмов, читал лекции в разных учебных заведениях. Конечно, пришёл он к этому не сразу, начинал с самых непрестижных профессий вроде мойщика посуды или расклейщика афиш.
А девушка Мария, ради которой он когда-то приехал в Париж, однажды появилась на его пороге. Она ждала ребёнка от того мужчины, которого полюбила, но он, едва узнав о беременности подруги, тут же исчез в неизвестном направлении. Мария надеялась на то, что Александр, так её любивший, будет рад её появлению и позовёт замуж, ведь он всегда был благородным. Но художник честно признался: воспитывать чужих детей он не готов. Впоследствии он сожалел о своём малодушии, но исправлять что-либо было уже поздно. Александр Васильев всю жизнь помогал Марии, который был благодарен уже за то, что приехал когда-то в Париж.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как несчастная первая любовь помогла историку моды добиться успеха в жизни: Александр Васильев >>
Блестящая карьера
Александр Васильев. / Фото: www.avrorra.com
В конце 1990-х Александр Васильев стал бывать в России. Сначала он приехал на презентацию своей книги «Красота в изгнании» и персональную выставку театральных работ. Потом организовал в Самаре Фестиваль моды и театрального костюма, позже стал телеведущим на канале «Культура» в программе «Дуновение века». И как-то вполне естественно перебрался назад в Россию. Он жил в России, открыл в Москве студию «Интерьеры Александра Васильева», организовал работу выездной школы, но не отказывался и от своей парижской квартиры, продолжал давать мастер-классы по всему миру.
Александр Васильев. / Фото: www.rstver.ru
В 2009 году он стал вести программе «Модный приговор» на Первом канале, заменив в ней Вячеслава Зайцева, который из-за болезни уже не выдерживал сильных нагрузок во время съёмок. Тогда Александра Васильева и узнала вся страна, его приняли и полюбили. В России карьера Александра Васильева сложилась очень успешно, у него в работе было множество самых разных проектов, он был научным руководителем Московской академии моды, преподавал в МГУ, издавал книги, оформлял постановки в ведущих театрах Москвы, Новосибирска, Самары и Ростова-на-Дону. При этом Александр Васильев продолжал сотрудничество с театрами Великобритании, США, Германии и других стран. Его коллекция старинных костюмов объехала весь мир.
Ни свой, ни чужой
Александр Васильев. / Фото: www.24smi.org
После начала СВО программа «Модный приговор» была закрыта, а за время её простоя из России ушли компании, предоставлявшие одежду для участниц. Александр Васильев сразу же выразил своё несогласие с действиями руководства страны, причём сделал это, написав письмо правительству Литвы, которую просил помочь ему сохранить его музей на территории страны. Именно этой стране он планировал завещать свою уникальную коллекцию.
Поначалу историк моды словно исчез из публичного пространства, однако его деятельность, по словам самого Александра Васильева, никогда не приостанавливалась. Он продолжал ездить по всему миру, читал лекции, проводил мастер-классы, вёл уроки цвета и стиля онлайн. Некоторые издания писали, будто искусствовед навсегда покинул Россию и возвращаться не собирается, однако он, напротив, никогда не собирался покидать страну, в которой родился и вырос. Работает он по всему миру, а вот в России, как говорит сам Васильев, он «часто живёт».
Александр Васильев. / Фото: www.womanhit.ru
Он бы с удовольствием продолжал бы свою деятельность и здесь, но его мероприятия, показы и выставки отменялись уже не раз. В некоторых городах его просто не хотят видеть и не в его пользу сравнивают историка моды с лучшими модельерами страны, которых уже нет в живых, Вячеславом Зайцевым и Валентином Юдашкиным. Кстати, о почивших кутюрье Васильев отзывается без всякого уважения, снисходительно говоря о том, что никогда на Западе им не аплодировали стоя, они «просто показывались». Словно искусствовед пытается после смерти модельеров доказать кому-то, что он сам куда успешнее.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем запомнился миру кутюрье Валентин Юдашкин и за что его так любили знаменитости >>
Александр Васильев. / Фото: www.vm.ru
А сейчас его отменяют без всяких на то причин. Александр Васильев заявил, будто бы он провёл собственное расследование и выяснил, что запрет на него – это месть отвергнутой им очень влиятельной женщины. Якобы оскорблённая до глубины души его отказом в романтических отношениях провластная дама делает всё, чтобы не дать историку моды работать в России. Правда, при этом старается не вспоминать о том, как много неприятных вещей сказал в адрес своей страны, что и могло вызвать неприятие людей и их нежелание посещать его выставки и мастер-классы.
После начала СВО он обвинял россиян в отсутствии вкуса и попытках купить вкус, имеющийся на Западе, чем и объясняется любовь к вещам, обуви, аксессуарам и даже мебели, произведенным за рубежом. Александр Васильев говорил о том, что любителям всего русского надо ходить в лаптях, а России предрекал полную изоляцию. Покинувших Россию Пугачёву, Литвинову, Хаматову и Вайкуле он называл единственными носителями настоящей культуры. И даже сказал о том, что спустя годы всех уехавших причислят к героям, будут перевозить их прах на родину, если они вдруг умрут за рубежом, и станут просить прощения.
Александр Васильев. / Фото: www.daytimenews.ru
После всех нелицеприятных высказываний в адрес россиян историк моды, тем не менее, рассчитывал на то, что они захотят его видеть и чему-то у него учиться. Однако некоторые пользователи в сети стали вспоминать случаи, когда им приходилось сталкиваться с «носителем высокой моды» лично. И были удивлены, насколько отличалась экранная картинка от живого человека. Во время ведения программы «Модный приговор» Александр Васильев был мил и доброжелателен, а вот в жизни мог нахамить женщине, чьё место в самолёте оказалось с ним рядом. Или нагрубить в переписке в социальной сети.
Игорь Левитас. / Фото: www.postklau.ru
И это при том, что, обращаясь к своим подписчицам, которых активно приглашает на мастер-классы по колористике, он называет их «дорогими дамами» или «моими дорогими». Как оказалось, историк моды совершенно не выносит критику и воспринимает её, как личное оскорбление, причём независимо от того, от кого эта критика исходит. Недавно он оскорбился на нелестные высказывания о его лекции от публициста и драматурга Игоря Левитаса. Тот окончил Школу-студию МХАТ и последние десятилетия живёт в Израиле, причём никогда не опускается до нелестных высказываний в адрес России и россиян.
Александр Васильев. / Фото: www.lv.sputniknews.ru
Александр Васильев обиделся настолько, что в пылу интернет-спора выложил «козырь»: 6 домов, на которые он заработал, 3 открытых музея и сотрудничество с лучшими театрами мира. И обвинил Левитаса в зависти. Конечно, последний за словом в карман не полез и заявил о своём «богатстве»: 3 сына, дочь, 8 внуков и внучка. Кажется, на этом спор на тему кто кому завидует был окончен. На фоне всех высказываний историка моды вполне естественно нежелание россиян слушать лекции человека, который оскорбляет Россию вообще и своих соотечественников в частности. Вероятно, именно поэтому никто не поверил в историю с эфемерной женщиной, решившей отомстить отвергнувшему её мужчине.
Александр Васильев всегда гордился своим аристократическим происхождением и с удовольствием рассказывал о том, почему не остался жить во Франции, и делился уроками, которые преподала ему великая Майя Плисецкая.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Когда я перестану видеть эту никчёмную отвратительную рожу? Мне трудно представить, кто из женщин "в верхах власти" мог польститься на этого заднеприводного урода.