За один стул, сделанный когда-то его руками, сейчас готовы платить больше, чем за целый дом – ведь теперь такой стул уже не просто часть интерьера, это – произведение искусства. Томас Чиппендейл стал самым знаменитым английским мастером по изготовлению мебели, а история его жизни показала, каких вершин может достичь профессионал, влюбленный в свое дело, если талант и добросовестный труд соединить с деловым подходом и хорошо продуманной рекламной кампанией.
Как сын провинциального плотника отправился в Лондон, вооружившись лишь ремеслом и амбициями
Памятная табличка на доме, где родился Томас Чиппендейл
Томас Чиппендейл появился на свет в деревушке Отли в графстве Йоркшир в 1718 году, в семье плотника Джона и его первой жены Мэри, в девичестве Дрейк. В те времена от мебели, которую изготавливали для английского дома, ждали немногого: прочности, простоты и долговечности, основными материалами были дуб, орех и ясень. От мастеров не требовалось проявлять фантазию, из поколения в поколение передавались одни и те же навыки, и когда юный Томас принялся помогать отцу в его деле, казалось, ему уготована та же простая и безыскусная трудовая жизнь, что и тысячам собратьев по профессии. Но молодой Чиппендейл оказался куда амбициознее Чиппендейла-старшего, к тому же, как покажут дальнейшие события, ему была присуща отличная деловая хватка.
Комод работы Чиппендейла
В мастерской отца Томас научился основам ремесла, помимо этого он проходил обучение в Йорке, у мебельщика Ричарда Вуда, а в возрасте 21 года отправился-таки в столицу – только Лондон мог помочь ему реализовать все замыслы. К этому времени мать Томаса десять лет как умерла, отец женился вторично, в Отли юношу ничего не держало – а впереди открывались заманчивые возможности, которые предоставляла предприимчивым молодым людям столица огромной и могущественной империи.
Лондонские аристократы с готовностью покупали роскошную мебель, а Чиппендейл был готов ее производить
Лондон XVIII века был особенным миром, совершенно не похожим на остальную Англию. Город был полон товаров из заморских колоний, богачей и скучающих аристократов, в моде было покупать и удивлять – ценились изысканные вещи, которые демонстрировали бы утонченный вкус их хозяина. Понятно, что при таком спросе на все новое и красивое шансы мастера преуспеть были довольно высоки. А Чиппендейл, кроме того что отлично владел плотницким ремеслом и очень тщательно подходил к изготовлению каждого предмета мебели, еще и сумел сделать себе отличную рекламу.
Чиппендейл делал и популярные в то время кабинеты - шкафы для собрания редкостей
Мастерская на улице Сент-Мартинс и каталог «Директор»
В 1748 году Томас Чиппендейл женился, его избранница, Кэтрин Рэдшоу, родила ему за время брака пятерых сыновей и четырех дочерей. Поначалу семья арендовала небольшой дом неподалеку от Ковент-Гарден. Со временем Чиппендейл обзавелся постоянными клиентами, среди них был и богатый шотландец Джеймс Ранни, который решил вложить в дело талантливого мастера солидную сумму.
Стул работы Чиппендейла
В 1754 году Чиппендейл снял три здания – 60, 61 и 62 на улице Сент-Мартинс, там жил он со своей семьей, там развивался и его бизнес. В дело вошел еще один партнер – Томас Хейг, были наняты рабочие, а Чиппендейл принялся за первую в истории мебельного производства книгу-каталог, по сути ставшую большим рекламным изданием, посвященным его мебели.
Книга Чиппендейла имела огромный успех, она переиздавалась в 1759 и 1762 годах
Это было «Руководство для джентльмена и краснодеревщика», или «Директор» - под коротким названием книга и приобрела мировую известность. В издании были представлены две сотни медных гравюр и сто шестьдесят вариантов дизайна от Чиппендейла: стулья, журнальные столики, шкафы-кабинеты, экраны для каминов и еще десятки наименований предметов мебели, выполненных в новом стиле.
«Директор» на своих страницах показывал все существующие в то время виды мебели - такими, какими их делал Чиппендейл
Красное дерево тогда было исключительно модным и востребованным материалом. Привезенное в первой трети XVIII века из Вест-Индии, оно быстро завоевало популярность у аристократов и ценителей предметов искусства – и мебель, которую изготавливал Чиппендейл, стала очень модной. Изделия из красного дерева стоили дорого, но и выглядели они гораздо эффектнее тех, что делали из классических пород древесины.
Книжные шкафы из «Директора»
Красное дерево, благодаря его прочности и свойству хорошо поддаваться обработке, стало заполнять лондонские гостиные. Комоды, кресла, диваны, кровати – все украшалось узором и резьбой, тщательной и замысловатой. Чиппендейл ввел в моду «ленточные спинки» стульев, которые позволяли добиться эффекта легкости и изящества, при этом сохраняли мебели удобство и прочность. Ножки изготавливали в стиле «кабриоль» – с двойным S-образным изгибом, рельефным орнаментом в верхней части и основанием в виде птичьей или львиной лапы.
Стул работы Чиппендейла - с «ленточной спинкой» и характерной формой ножек
Мебель, сделанная таким образом, утрачивала внешнюю массивность, производила впечатление роскошной и элегантной одновременно, а потому и приобрела славу лучшей за всю историю Британских островов. Произведения Чиппендейла относили к «английскому рококо», отмечая в них строгость и сдержанность, не свойственные французской мебели, которая, к тому же, часто полностью покрывалась позолотой – в то время как Чиппендейл и вообще английские мастера предпочитали не скрывать естественный оттенок дерева.
«Директор» стал для аристократов того времени еще и учебником хорошего вкуса. Примечательно, что это издание во французском варианте пополнило библиотеку Екатерины II и Людовика XVI.
На переднем плане - нагреватель, созданный Чиппендейлом. Находится в частной коллекции
Стиль «чиппендейл»
Книга служила руководством и для других мастеров – на волне спроса на чиппендейловскую мебель многие из них стали перенимать новый стиль. Примерно в том же духе творили и другие знаменитые впоследствии мебельщики – Томас Шератон, Джордж Хэпплуайт, в свою очередь вдохновлявшие и Чиппендейла на новые творческие находки. Он работал в тесной связи с архитекторами, часто получая заказ на декорирование интерьеров домов – так и здания, и его внутреннее убранство оказывались выполненными в едином стиле.
Дамский стол работы Томаса Шератона
Чиппендейл стал одним из первых дизайнеров своего времени, его компания не только изготавливала мебель, но и заключала договоры с теми специалистами, которых не было в составе мастерской, так в домах клиентов появлялись гардины, часы и зеркала. Клиентами часто становились владельцы больших особняков, оставлявшие значительные комиссионные, и дело Чиппендейла процветало. «Директор» был переиздан дважды – в 1759 и в 1762 годах, собрав описания всех существовавших тогда типов мебели.
Гостиная Дамфрис-хаус в Шотландии, с книжным шкафом, стульями и диваном работы Чиппендейла
Первая жена Томаса Чиппендейда умерла в 1772 году, спустя пять лет он женился вторично, на Элизабет Дэвис. В 1779 году семья переехала в дом в Хокстоне, и в том же году Чиппендейл скончался от туберкулеза.
Его дело продолжили сыновья, руководство на себя взял Томас Чиппендейл-младший. К тому времени мебель «чиппендейл» была уже известна и популярна за океаном, в США, ее можно было увидеть во дворцах разных стран, в том числе и в России.
В родном городе Томасу Чиппендейлу установили памятник
Что касается тех предметов мебели, к которым приложил руку сам мастер, их ценность для коллекционеров со временем только растет. Стоимость одного стула работы Чиппендейла на аукционах может достигать полумиллиона долларов, а шкафа-кабинета – и более миллиона.
Еще о том, как может выглядеть интерьер английского дома: Чатсуорт-хаус.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: