Обожал светскую львицу, а женился на нимфетке со страшным секретом: Какие страсти кипели в жизни художника Брюлова

Эта женщина обладала скандальной репутацией и некогда была близка к императору Александру I. Она открыто демонстрировала презрение к общественным условностям. Красота ее была ошеломляющей, и мужчины восхищались этой женщиной. Её обожали многие творческие люди, например, Пушкин, Гоголь. А для Карла Брюллова она стала воплощением заветного идеала. Мастер кисти увидел в ней то самое, ускользающее совершенство, к которому он стремился всю свою художественную жизнь.
Яркая жизнь Юлии Самойловой

Юлия Самойлова была страстной натурой.
Жизнь графини Юлии Павловны Самойловой напоминала полотно, сотканное из скандальных слухов и ярких событий. Она мало заботилась о том, что говорят о ней в свете. Светские пересуды лишь услаждали её своевольный характер. Её истинное происхождение было тайной. Поговаривали, что граф Павел Пален не был её биологическим отцом, а рождением она обязана итальянскому дворянину Джулио Литте, известному как Юлий Помпеевич. И что именно от этого человека ей досталась эта поразительная, пленительная южная красота.
Есть версия, что в возрасте пятнадцати лет фрейлина Пален вступила в многолетнюю связь с императором Александром I. Когда ей стукнуло двадцать два, отношения закончились. Причиной была беременность, которую монарх велел прервать. Придворные врачи сделали свое дело, но, увы, это привело к бесплодию . Александр постарался скрыть эту интригу. Для этого он организовал бракосочетание Юлии с графом Николаем Самойловым.
Поначалу молодой супруг покорил Юлию обаянием, красотой и щедростью. Но надеждам на идиллию не суждено было затянуться. Их союз распался. Самойлов вернул бывшей жене её капиталы. Графиня, сохранив титул, погрузилась в пучину безграничных удовольствий. Придворные лекари были постоянно озабочены её беременностями. Ходили слухи о тот, что происходило в ее имении. Мол, любому гостю предлагалось ложе, а строптивых силой приводили в её апартаменты. Но, вероятно, это были домыслы завистников. Потому что сложно поверить, что какой-нибудь мужчина мог отказать обаятельной красавице.
Юлия отличалась добротой. Она была щедра. Пресытившись вниманием заурядных поклонников, эта особа с блестящим образованием и эксцентричным нравом искала нечто более высокое. Музыка, литература, живопись — вот какими были её истинные страсти. Склонность к чрезмерным тратам лишь подчеркивала её тягу к свободе.
Знакомство с великим живописцем

Самойлова познакомилась с Брюлловым, когда он был уже известным художником.
К моменту их знакомства Брюллов уже достиг статуса общепризнанного мастера, пользующегося невероятной популярностью у дам. Но Юлия и Карл они сразу заметили глубокое духовное родство. Однако их встреча была окрашена мрачными событиями. Трагедия возникла из безответных чувств Анриетты Демулен к Брюллову. Юная девушка, не смогла добиться взаимности от самолюбивого художника. И совершила самоубийство, бросившись в воды Тибра.
Брюллов позднее заявлял, что был не осведомлен о силе эмоций, бушующих вокруг него. Он утверждал, что предсмертное послание несчастной до него не дошло. Художник считал себя невиновным в том, что вызывал такую тягу у женщин. У Юлии Самойловой тоже было мрачное прошлое. Поговаривали в высшем свете, что корнет Эммануил Сен-При застрелился из-за безразличия графини. Но, в отличие от Брюллова, Юлия не утруждала себя оправданиями.

Брак Брюллова с Эмилией Тимм был недолгим.
Их первое знакомство произошло на приеме у общего знакомого. Хозяин дома попытался предостеречь Карла. Он советовал Карлу остерегаться этой дамы. Говорил, что она меняет привязанности и города, как перчатки и сводит мужчин с ума. Николай Гоголь описывал графиню Юлию Павловну очень ярко. Встречая её часто в Италии, он отмечал, что эта женщина — не эфирный, ангельский образ Рафаэля, а пылающая южанка. Воплощение итальянского великолепия в полуденном зное. Сильная, здоровая, она пышет страстью и поражает красотой.
После смерти Самойлова в 1842 году Юлия переехала в Италию. Брюллов поехал следом. Он гостил на вилле графини в Ломбардии (у Самойловой было также имение во Франции, в Груссе, дворец на озере Комо и особняк в Милане. Переписка влюбленных сохранилась, и из нее видно, что чувства между ними были достаточно сильными.
Странный роман и бушующие страсти

Образ Самойловой на картине «Последний день Помпеи».
Карл Брюллов, будучи уже признанным гением, нашел в Самойловой нечто большее, чем просто совершенство форм и вызывающую внешность. Для него она была идеалом женской красоты, она вдохновляла и пленила. Их встреча случилась в разгар работы над “Последним днем Помпеи». Вспыхнувшая страсть была мгновенной. В обширном имении графини Брюллову выделили огромную мастерскую. Художник неустанно писал её портреты, часто оставляя холсты незавершенными. Количество изображений превышало все разумные пределы — это была его манера выражения глубоких чувств. Их союз имел странную природу: физической близости не было. Они предпочитали возвышенные диалоги. Мелкие любовные увлечения каждого игнорировались.
Шок наступил внезапно. Брюллов объявил о женитьбе на юной Эмилии Тимм. Юлия продемонстрировала внешнюю невозмутимость. Она окружила себя поклонниками, изображая полное счастье. Брак художника не был счастливым. Вскоре последовал скандальный развод. Семья Эмилии обвиняла его в пристрастии к алкоголю, выставляя его в унизительном свете. Но правда раскрылась позже: корень разрыва лежал в давно существующей аморальной связи Эмилии с собственным отцом.

Самойлова была музой Карла Брюллова.
Самойлова же начала отношения с певцом Пери, в итоге выйдя за него замуж. Ради нового супруга она продала все свои российские активы и переехала в Италию. Но там произошло несчастье: Пери умер от туберкулеза. Юлия Павловна потеряла российское подданство. В возрасте 60 лет она снова вышла замуж. Новым мужем стал разорившийся французский граф Шарль де Морнэ. Но после венчания супруги стали жить порознь. Юлия стала графиней, и платила мужу огромное содержание. Это привело к потере состоянии — закат жизни Самойлова встретила практически в нищете.
После разрыва Юлия избегала Брюллова. Даже когда он, уже будучи смертельно больным, прибыл в Италию в 1852 году, она не нашла сил встретиться. Зная, что его время истекает, она осталась в стороне. На похоронах её не было. Она ограничилась лишь формальным письмом соболезнования брату мастера. Столкнувшись с полным финансовым крахом, графиня распродала почти всё своё имущество. Однако картины, написанные кистью Брюллова, она оставила себе.
В 40 лет Брюллов женился на 18-летней и через 2 месяца развелся: Что художник не простил молодой жене.


