История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Так сложилось, что о казаках думают, как о разгульных людях, которые постоянно находятся в кураже. Отчасти это так, но не в пьяном виде. Не приветствовалось пить в одиночку, ходили в кабак или выпивали на сходках. Опрокинуть стопочку для них – это отдельный ритуал. При этом часто произносили тосты, которые не давали возможности отказаться от выпивки. В тосты «на посошок», «стременную» и «пограничную» вкладывался особый ритуальный смысл, который теперь выполняется чисто символически и не по тому поводу. У казаков часто возникал предлог выпить – возвращение с похода, праздники, свадьба, проводы и многое другое. На общих сходках пили в складчину – дружно и весело, а дома хозяин сам судил, кому и сколько наливать.


Мужчины и женщины за столом раздельно

Застольные казацкие традиции – это своего рода правила поведения. Не принято было сидеть мужчинам и женщинам вперемешку. Женщины усаживались по одну сторону, а мужчины по другую сторону стола. Это было скорее продиктовано удобством, чем унижением женщин. Иногда появлялись причины подать блюдо или посуду, и каждый раз нужно было бы тревожить присутствующих за столом. Усаживаясь на краю, хозяйка в любой момент могла подать необходимое. Но, скорее всего, – это была мера предосторожности, чтобы подвыпивший казак не стал заигрывать с чужой женой. Тогда и до беды недалеко, зная горячую казацкую натуру.

«Каждый гость дан Богом»

«Каждый гость дан Богом»


На Ставрополье говорили: «Каждый гость дан Богом», поэтому к нему соответственно и относились. Его усаживали рядом с хозяином, и даже вероисповедание этому не мешало. Казаки были терпеливы в отношении религии. Единственное место, которое нельзя занимать дома – это место хозяина, а на общих сходках – атамана.

В казачьем обычае есть выражение «обносить вином в застолицу». Отсюда и разные понятия – «разнос» и «поднос». Поднос можно было держать одной рукой, и на нем было немного блюд, а разнос несли два человека, подходя к каждому гостю со спины и подавая блюда и напитки. Обычно такое применялось на свадьбах, потому что казачьи свадьбы – это пиршество с большим количеством блюд.

Стол без бутылки: как пили донские казаки


При всем гостеприимстве у казаков было принято подносить чарку, но заставлять пить – никогда. Алкоголь в бутылках не стоял свободно на столе. Во время трапезы его разливали гостям по стопкам. Одна или две бутылки могли быть возле хозяина дома, и он руководил процессом – кому, когда и сколько наливать. Если видел, что гостю достаточно, то ему больше не добавляли. Напиваться у казаков было не принято. Они выпивали, но для увеселения. Наливали пару-тройку стопок, а потом затягивали песню или устраивали соревнования.

Тосты оказались способом, как казака заставить выпить. Первую стопку поднимали за здравие царя Государя и донских казаков – ну как тут отказаться. Вторая: «Здравствуй, войско донское, с верху до низу, с низу до верху». Третья – за погибших, а потом уже пошли другие – за атамана, за здоровье присутствующих, за кого-то лично, или по особому случаю.

У донских казаков водка и другие крепкие спиртные напитки появились где-то в XIX веке. В XVII веке – это было вино, мед и пиво, которые иногда делали в складчину всем поселением. Более популярна была медовуха, которую открывали на праздники. Далее шел культ вина, которым также не упивались. Казакам на зимовье был положен поденный корм в зависимости от ранга. Атаману давали 6 алтын и 4 деньги, 6 чарок водки, 3 кружки меду и 3 кружки пива. У «ясаула» было уже меньше на пару алтынов и на 2 стопки водки. Простые казаки получали 3 алтына 2 деньги, 3 чарки водки, 1 кружку меду и 2 пива.

«Круговая застольная», «подъемная», «придворная» и другие стопки


Забугорная чарка - преподносили казаку за хутором. / Фото: ru.pinterest.com

Забугорная чарка - преподносили казаку за хутором. / Фото: ru.pinterest.com

На праздниках поднимали стопки, приуроченные к чему-то: «круговая застольная», когда нужно выпить столько раз, сколько гостей за столом. «Подъемная» - пили, когда уходили из-за стола, «под бурку» - когда надевали казацкий головной убор, «придворная» - выходя из дома во двор.

Были и забавные поводы выпить чарку. «С мордой коня» - это когда казак находился далеко в степи и чокается с мордой своего коня. «Забугорная» - чарку преподносит возлюбленная, которая ожидает своего молодца за хутором, за каким-то возвышением или просто подальше, где они не попадаются на глаза другим. Она встречает казака с чаркой и закуской. Это могла быть и чья-то жена, поэтому таких женщин называли гулевыми подругами. Для возлюбленных это был повод перед отъездом еще раз встретиться.

«Шапошная» - тост с историей


Среди множества тостов есть еще один с шуточной историей. Один кум приехал к другому в гости. Его встретили как положено – хорошо кормят и поят, дали поспать на мягкой постели. Вот гость и не собирается покидать гостеприимного кума, а тот уже и не знает, как его выпроводить. На следующий день уже не выдерживает и говорит: «Давай провожу до ворот», при этом идет с кумом, подпихивая его к выходу. А тот за воротами и говорит: «Наливай». Хозяин, ошарашенный отвечает: «Так мы уже за все пили». Гость и отвечает: «Еще один тост остался». «Та не может быть, я все знаю, ни одного не осталось» - говорит снова хозяин дома, а кум ему: «А ты налей, потом и скажу».

А ты налей, потом и скажу».

А ты налей, потом и скажу».


Начал хозяин дома снова куму наливать, чтобы все тосты вспомнить и ему на это указать. И вот в конце, когда все закончились, кум снимает с себя папаху, бросает ее с силой на землю, и говорит: «А никуда я от вас сегодня не поеду!». С того времени последнюю и стали звать «шапошная».

«На посошок», «стременная»: стопки с разным значением


На посошок - проводы на службу. / Фото: topuch.com

На посошок - проводы на службу. / Фото: topuch.com

Многие после посиделок за столом употребляют выражение «на посошок», только не в том значении, которое у него было изначально. По традиции – это было приурочено к проводам воина в поход. Собирались казаки на площади, но добирались до нее пешим ходом, поэтому перед выходом пили «на посошок». Его вели под руки (шутливо, как если бы был немощный), а на коне ехал младший брат. Перед тем как сесть на коня, казаку наливали «стременную» стопку, и уже за хутором «закурганную» - у кладбища, кургана или одинокого дерева. У казаков вообще была традиция пить рюмку на рубеже чего-либо. Это мог быть порог, ворота, край села, причем кладбище тоже таким же местом являлось – грань между жизнью и смертью.

Гостям в доме также наливали «на посошок». Эта стопка была последней в качестве проверки, насколько тот пьян, и сможет ли самостоятельно добраться домой. В рюмку наливали водку и ставили ее на посох, который должен держать гость. С этого положения он должен был выпить без рук. Обычно цеплялись зубами за край и резко переворачивали, выливая содержимое в рот. Если гость не справлялся с этой задачей, то его оставляли ночевать, потому что дорогу не преодолеет.

Как провожали в поход казаков с выпивкой


Проводы казака в поход. / Фото: kartinkof.club

Проводы казака в поход. / Фото: kartinkof.club

Сборы в поход – это была отдельная традиция. Жители, которые не становились его участниками, собирались на площади возле часовни. Священники читали молитву Николаю Угоднику, а потом все шли на площадь встречать казаков. Там жителями выпивался «прощальный ковш», а потом они, дождавшись казаков, шли их провожать до кораблей или за хутор. Там «запивали взаимное прощание». Когда казаки исчезали из виду, жители возвращались домой на площадь и «гладили дорожку» уехавшим еще одним ковшом хмельного напитка. Высказывали пожелания и хвалебные оды в их честь.

Трапеза с попойкой: гулебные компании казаков



Казаки по-особому подходили к гуляньям с попойкой. Это традиция на праздники Масленицы или Троицы, а также по другим поводам. В компании выбирался главный, по той же роли, как и атаман. Обычно им становился уже служилый казак, с опытом. Компании назывались «гулебными», а ватажок соответственно «гулебный», отвечающий за порядок. Они же могли наказывать нарушителей. Компания обходила дворы со знаменем (например, на Святки), а потом его устанавливала у ворот, в доме которого проходила попойка.
Казаки не пили в одиночку по домам или, как они говорили, «распитие в одного», потому что не было такой традиции напиваться.

Казаки не пили в одиночку по домам или, как они говорили, «распитие в одного», потому что не было такой традиции напиваться.


Казаки не пили в одиночку по домам или, как они говорили, «распитие в одного», потому что не было такой традиции напиваться. Алкоголь они пили «на общий счет, на сборе» или же за свои деньги, но в кабаке. У казаков это называлось «с носка по алтыну пропить».

Магарыч: казацкая традиция


Донские казаки. / Фото: vk.com

Донские казаки. / Фото: vk.com

На Дону казаки часто использовали магарыч как проявление уважения или благодарность за какое-либо событие. Это мог быть любой хмельной напиток, который ставился после покупки лошади или сбруи, оружия, после похода, охоты. После того как возвращались с набегов на черкесов и татар, выставляли магарыч «с питьем с добычи». Это не была попойка, а выпивка в обрядовых традициях. Она символизировала возврат части полученной добычи, чтобы успех не прекращался.

В казачьих общинах воины не могли заниматься земледелием, но сенокосные угодья нужны были всем, потому что у каждого был конь. Их раздел происходил методом жребия – растряс, и это был еще один повод проставления магарыча.

Живая, непосредственная и веселая жизнь была у донских вольных казаков. Грузины славятся не меньшим гостеприимством, о котором многие наслышаны. У них гость тоже посланник Бога, которого завалят едой и напитками. Как же угощают и встречают гостей в Грузии?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








587
16.09.2024 12:30
В закладки
Версия для печати




Смотрите также