История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



В конце позапрошлого века в Петербурге запустили трамвай на электрической тяге, однако ездил он не по обычной земле, а по льду, на котором были установлены рельсы. Таким образом организаторам маршрута удалось обойти монополистов, владевших конками в городе, ведь формально этим компаниям принадлежали перевозки на городской земле, а «ледовые трамваи» возили пассажиров по Неве. Сейчас это трудно себе представить, но зимы в городе были настолько долгими и суровыми, что данный вид транспорта оказался очень востребован.


Рельсы были уложены прямо по поверхности замерзшей реки. /Фото: pastvu.com

Рельсы были уложены прямо по поверхности замерзшей реки. /Фото: pastvu.com


Четыре популярных направления

Сначала вагоны были небольшими и двигались естественным способом по наклонному маршруту от одного берега Невы к другому, и назывался такой способ перевозки пассажиров «рельсовый перекат». Но вскоре его сменил настоящий трамвай, питавшийся от электричества.

Старинный снимок. /Фото:fotostrana.ru

Старинный снимок. /Фото:fotostrana.ru


Перевозками занималось «Товарищество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и К°». Подготовка к запуску «сезонного» вида транспорта обошлась в 28 тыс. рублей. На речном льду были проложены три трамвайные линии: одна соединяла Васильевский остров с Сенатской площадью, вторая пролегала от Дворцовой набережной до Мытнинской, а третья связывала Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Самой последней проложили четвертую трамвайную ветку, которая соединяла Суворовскую площадь и Петербургскую сторону.

Ледовый трамвай. /Фото:meshok.net

Ледовый трамвай. /Фото:meshok.net


Движение открывалось 20 января, а прекращали свою работу ледовые трамваи 21 марта. Интересно, что в теплое время года, когда лед таял, по этим же направлениям ходил паром.

Как работал трамвай

Деревянные столбы, на которой крепилась контактная сеть, были вморожены прямо в лед. Трамвайные вагоны питались от этой сети и двигались со скоростью до 20 километров в час – более высокой, чем могли развить сани. Так что новый вид транспорта явно выигрывал в сравнении с «устаревшими» способами передвижения.

Старинная открытка

Старинная открытка


Столбы были вморожены прямо в лёд. /Фото:getmuseum.ru

Столбы были вморожены прямо в лёд. /Фото:getmuseum.ru


Для перевозки пассажиров были использованы вагоны от обычной конки, каждый из которых мог вместить два десятка человек. Однопутная колея предусматривала возможность разъезда.

Конка в Петербурге. /Фото:transphoto.ru

Конка в Петербурге. /Фото:transphoto.ru


Этот вид транспорта был удобным и быстрым, да и стоил проезд всего три копейки, так что ледовый трамвай был невероятно популярен. За сезон он мог перевезти около тысячи пассажиров.

Остановка трамвая. /Фото:getmuseum.ru

Остановка трамвая. /Фото:getmuseum.ru


Интересно, что за все время своей работы ни один вагон ледового трамвая не провалился под лед, а вот обрывы проводов случались.

Стоимость проезда - три копейки. Дёшево и сердито. /Фото:myhistori.ru

Стоимость проезда - три копейки. Дёшево и сердито. /Фото:myhistori.ru


Проектирование полноценной трамвайной системы в Петербурге началось после 1902 года – когда закончилось действие контракта общества конно-железных дорог с городом. Однако ледовый трамвай курсировал по замерзшей реке еще в течение восьми лет, так что долгое время он работал параллельно со своим более современным собратом – обычным трамваем.

Трамваи ходили по реке до 1910 года включительно. /Фото:getmuseum.ru

Трамваи ходили по реке до 1910 года включительно. /Фото:getmuseum.ru


В зимний сезон 1909-1910 годов линии ледовых трамваев в Петербурге приняли пассажиров в последний раз.

Текст: Анна Белова

Любителям старинных фото будет интересно увидеть, как выглядела на дореволюционная Россия в объективе «отца российского фоторепортажа» Карла Булла.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








6115
16.11.2019 12:55
В закладки
Версия для печати




Смотрите также