В конце позапрошлого века в Петербурге запустили трамвай на электрической тяге, однако ездил он не по обычной земле, а по льду, на котором были установлены рельсы. Таким образом организаторам маршрута удалось обойти монополистов, владевших конками в городе, ведь формально этим компаниям принадлежали перевозки на городской земле, а «ледовые трамваи» возили пассажиров по Неве. Сейчас это трудно себе представить, но зимы в городе были настолько долгими и суровыми, что данный вид транспорта оказался очень востребован.
Рельсы были уложены прямо по поверхности замерзшей реки. /Фото: pastvu.com
Четыре популярных направления
Сначала вагоны были небольшими и двигались естественным способом по наклонному маршруту от одного берега Невы к другому, и назывался такой способ перевозки пассажиров «рельсовый перекат». Но вскоре его сменил настоящий трамвай, питавшийся от электричества.Старинный снимок. /Фото:fotostrana.ru
Перевозками занималось «Товарищество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и К°». Подготовка к запуску «сезонного» вида транспорта обошлась в 28 тыс. рублей. На речном льду были проложены три трамвайные линии: одна соединяла Васильевский остров с Сенатской площадью, вторая пролегала от Дворцовой набережной до Мытнинской, а третья связывала Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Самой последней проложили четвертую трамвайную ветку, которая соединяла Суворовскую площадь и Петербургскую сторону.
Ледовый трамвай. /Фото:meshok.net
Движение открывалось 20 января, а прекращали свою работу ледовые трамваи 21 марта. Интересно, что в теплое время года, когда лед таял, по этим же направлениям ходил паром.
Как работал трамвай
Деревянные столбы, на которой крепилась контактная сеть, были вморожены прямо в лед. Трамвайные вагоны питались от этой сети и двигались со скоростью до 20 километров в час – более высокой, чем могли развить сани. Так что новый вид транспорта явно выигрывал в сравнении с «устаревшими» способами передвижения.Старинная открытка
Столбы были вморожены прямо в лёд. /Фото:getmuseum.ru
Для перевозки пассажиров были использованы вагоны от обычной конки, каждый из которых мог вместить два десятка человек. Однопутная колея предусматривала возможность разъезда.
Конка в Петербурге. /Фото:transphoto.ru
Этот вид транспорта был удобным и быстрым, да и стоил проезд всего три копейки, так что ледовый трамвай был невероятно популярен. За сезон он мог перевезти около тысячи пассажиров.
Остановка трамвая. /Фото:getmuseum.ru
Интересно, что за все время своей работы ни один вагон ледового трамвая не провалился под лед, а вот обрывы проводов случались.
Стоимость проезда - три копейки. Дёшево и сердито. /Фото:myhistori.ru
Проектирование полноценной трамвайной системы в Петербурге началось после 1902 года – когда закончилось действие контракта общества конно-железных дорог с городом. Однако ледовый трамвай курсировал по замерзшей реке еще в течение восьми лет, так что долгое время он работал параллельно со своим более современным собратом – обычным трамваем.
Трамваи ходили по реке до 1910 года включительно. /Фото:getmuseum.ru
В зимний сезон 1909-1910 годов линии ледовых трамваев в Петербурге приняли пассажиров в последний раз.
Текст: Анна Белова
Любителям старинных фото будет интересно увидеть, как выглядела на дореволюционная Россия в объективе «отца российского фоторепортажа» Карла Булла.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: