История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    

Преподобный Иоанн Дамаскин.

Преподобный Иоанн Дамаскин.

Иконы в VIII веке стали предметом богословских споров, которые привели к невосполнимым потерям. Сторонники ветхозаветных запретов изображать Бога и создавать идола для поклонения не могли мириться с присутствием рукотворных картин в храмах. Иконопочитатели же апеллировали к свершившемуся боговоплощению. Это привело к кровавым столкновениям и уничтожению множества христианских святынь.


Перегибы в почитании икон

В начале VIII века обеспокоенность духовных лидеров христианства излишним иконопочетанием стала пиковой. В этот период к изображениям Иисуса Христа и святых стали все чаще относиться как к магическим объектам. Были люди среди рядовых верующих, а также и священнослужителей, считающие иконы одушевленными. Рукотворные полотна назначали ответчиками в суде или поручителями во время крещения. Истории известны случаи ритуального использования икон, когда краску с них соскабливали, добавляя в причастие. Совершавшие это священники полагали, что так усиливают действие таинства. Но эффект был обратным. Ревнители чистоты христианской веры были возмущены.

Иконоборец покушается на лик Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтыри.

Иконоборец покушается на лик Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтыри.


Это совпало с политическими событиями, которые испытывали христианство на прочность. Императором Византийского государства в это время становится Лев III Исавр, представитель династии, которая имела корни в Малой Азии. В тех землях к ликам святых относились прохладно, что в корне отличалось от иконопочитания, свойственного греческим монахам. Излишнее рвение в поклонении император Лев находил проявлением язычества, вредоносным для церкви.
Существует и другое мнение — запретив иконы, император из династии успешных полководцев планировал ослабить церковное влияние на общество. Это позволило бы укрепить свои позиции, оттеснив Константинопольский патриархат на второй план.

Все сложилось воедино в первые годы правления Льва: осада Константинополя арабами, шаткое положение империи и даже риск ее уничтожения, а также внезапное извержение вулкана близ острова Крит. Эти события в кругу императорских советников расценили как проявление гнева Божьего за иконопочитание, граничащее с магизмом. Такое толкование приняли малоазиатские епископы, в отличие от их греческих и итальянских собратьев.

Кровопролития начались задолго до того, как иконопочитание было призвано ересью

Лев стал действовать радикально. Первая кровь в столкновениях единоверцев пролилась в 726 году, когда растерзали представителя власти, снимающего икону с Халкопратийских ворот. В последующем возмущенных людей, совершивших самосуд, подвергли казням. Это были первые мученики в противостоянии, унесшем за последующие сто лет множество жизней. Также была уничтожена значимая часть культурного наследия: фрески, статуи, мозаики, холсты, расписные алтари.

Христос Вседержитель VI век, монастырь св. Екатерины, Синай.

Христос Вседержитель VI век, монастырь св. Екатерины, Синай.


В 730 году на совете сенаторов и высшего духовенства, созванном Львом, поклонение иконам было объявлено преступлением. Но этого было недостаточно, так как церковная элита не поддержала политиков.

Еще более жестоким и последовательным иконоборцем стал его наследник Константин V Копроним. Он занялся легитимизацией политики уничтожения икон. До сих пор римская духовная элита сопротивлялась этому натиску власти. Чтобы сформировать лояльный епископат потребовалось около 30 лет. Вселенский собор, объявивший иконопочитание ересью, состоялся в 754 году. И тем не менее, мероприятие прошло без участия патриархов, а кроме того проводили его в светском здании, а не храме.

Мученики

Монахи, не желающие попадать под анафему и пополнять список преступников, массово эмигрировали. Историки утверждают, их количество соответствует 50 тысячам человек. Монастыри подвергались разрушениям, нападениям, их обращали в казармы. Так, в 765 году на монастырь Палекиты было совершено нападение, в ходе которого выжжены все строения, изувечены жители, некоторых из них похоронили заживо.

Андрей Критский, один из первых, кто принял мученическую смерть, защищая иконы./Фото: www.k-istine.ru

Андрей Критский, один из первых, кто принял мученическую смерть, защищая иконы./Фото: www.k-istine.ru


Монахи, которые осмелились критиковать решения власти, приговаривались к казни, а их тела бросали в яму с трупами преступников, которые не были удостоены чести погребения по-христиански.

Одним из первых преподобномученников, принявших насильственную смерть, стал Андрей Критский, который пришел прямо во дворец Константина Капронима, чтобы обличить в ереси. Феодора Студита, уважаемого аскета и проповедника, заточили в темницу, затем подвергали гонениям. Его канонизировали уже спустя 2 года после смерти.

Феодор Студит, апологет иконопочитания./Фото: www.dmdonskoy.ru

Феодор Студит, апологет иконопочитания./Фото: www.dmdonskoy.ru


Осмелился открыто противостоять иконоборческой политике патриарх Константинопольский Герман I, почитаемый как святитель. Перед тем, как сложить полномочия в ответ на требования запретить иконы, он отправил в Рим несколько христианских святынь, что сберегло их от уничтожения.

Подчас страдания церковных клириков были еще большими, подсчитать количество жертв среди них не представляется возможным. «Повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами, но епископами, священниками, иноками» — говорится в житии Андрея Критского.

Завершение периода иконоборчества называют Торжеством Православия

Период уничтожения икон продолжался до 787 года, когда был проведен Седьмой Вселенский собор в городе Никее при правлении императрицы Ирины. Но на этом испытания для христианской церкви не закончились. С приходом к власти Льва V Армянина преследования иконопочитателей возобновляются. Еще 30 лет Византийская империя испытывает напряженное кровопролитное противостояние, когда терпели муки и увечья от собратьев по вере.

Византийская императрица Феодора, при правлении которой завершилась политика иконоборчества./Фото: upload.wikimedia.org

Византийская императрица Феодора, при правлении которой завершилась политика иконоборчества./Фото: upload.wikimedia.org


Иконоборчеству был положен конец в 843 году, после проведения Константинопольского собора. Была восстановлена традиция почитания ликов святых, иконоборчество же признавалось постыдным явлением, чуждым для христианства. Принято решение вернуть из ссылок и освободить от тюремного заключения всех, кто пострадал в ходе политики императоров-иконоборцев.

По инициативе новой правительницы Феодоры состоялось церковное торжество, именуемое Торжеством православия. Несмотря на то, что русского государства этот конфликт не коснулся, так как его крещение еще не состоялось, праздник в нашу традицию все же попал. Это произошло в XI столетии благодаря преподобному Феодосию Печерскому, одному из основателей Киево-Печерской лавры.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








9444
17.01.2018 12:05
В закладки
Версия для печати




Смотрите также