Вокруг света   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0



Система школьного образования в Японии – явление очень специфическое и в некоторых аспектах удивляющее европейцев. Что-то иностранцам кажется правильным, что-то – возмущает и вызывает сочувствие. Однако, помимо теоретической части, есть ещё и идеологическо-поведенческая. Какими воспитывают японских школьников учителя и родители? Какое поведение приветствуется, а какое – нет? Об этом – в нашем материале.


Буллинг или нет?

В японских школах иногда встречается аналог европейского буллинга – это явление называется «идзимэ» и имеет древние корни, основанные на идеологии конфуцианства и группового сознания. Заключается оно в том, что дети всем коллективом ополчаются на «белую ворону» – не такого, как все. Его будут «клевать», ему будут объявлять бойкот, игнорировать, насмехаться и так далее. С точки зрения безжалостного коллектива этот поступок имеет благое намерение – сделать одноклассника таким же, как они, и заставить соответствовать общему стандарту и иерархии, ведь в этом «дружном» обществе не терпят индивидуализма. Увы, жертва этого аналога буллинга, как правило, не ценит такой «помощи»: известны случаи суицидов среди детей, подвергшихся идзимэ.

Белую ворону тут не примут. /Фото: psy-files.ru

Белую ворону тут не примут. /Фото: psy-files.ru


В школах страны самураев поощряется коллективизм – отсюда и вышеупомянутый вид буллинга. Если в классе ученик плохо себя ведет, самым главным аргументом в пользу того, чтобы он успокоился, будет фраза учителя: «Ты мешаешь товарищам».

Если у ребенка есть успехи – значит, успешнее станет и весь его класс, ведь в Японии коллективизм – это основа общества.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 7 самых ярких красавиц-актрис Японии, которые прославились на весь мир

Работа в команде

Чтобы привить чувство коллективизма, в японских школах делают упор не на индивидуальные, а на групповые соревнования. Дети состязаются командами, где действует принцип «один за всех». Именно поэтому в японских классах происходит меньше драк, чем у сверстников в других странах.

Главное - соответствовать общему стандарту. /Фото: Ю.Синалеев

Главное - соответствовать общему стандарту. /Фото: Ю.Синалеев


Ребёнку изначально внушают, что ударить товарища – недопустимо, ведь он фактически член твоей дружной школьной семьи. Правда, в случае с идзимэ это не работает, ведь тут речь идет о том, что ребёнок стал «чужим» – выбился из коллектива, в который его следует вернуть любыми способами.

Чёткие правила, но молодые учителя

В японских школах много инструкций и правил этикета. В стенах образовательного учреждения четко прописано, что ученику можно делать, а что – нельзя. А если можно – то как именно. Например, сколько раз нужно постучать при входе в учительскую, как поздороваться с педагогами и так далее.

Японский класс. /Фото: Ю. Синалеев

Японский класс. /Фото: Ю. Синалеев


Даже решать задачки японским ученикам следует по четким правилам, а если ребенок, справившись с заданием, использовал альтернативный, нетрадиционный способ решения, такой подход не очень поощряется.

В то же время в современных образовательных учреждениях Японии в последние годы педагогический состав стал омолаживаться. В школах появилось все больше педагогов в возрасте до 30 лет.

В школах стало демократичнее. /Фото: asiaworlds.ru

В школах стало демократичнее. /Фото: asiaworlds.ru


Отсюда – более демократичные отношения между учителями и учениками, чем были в конце прошлого века. Ребенок с таким педагогом общается на «ты», на перемене они обсуждают бытовые темы, дети и учителя часто вместе обедают, и понятия «учитель – это царь бог», которому надо поклоняться, в большинстве школ уже нет.

От императора к рабу

Отношение к детям в Японии строго соответствует их возрастному периоду. Здешние педагоги уверены, что для каждой возрастной категории должен быть свой подход.

Так, если для 4-5-летнего малыша, который в школу еще не ходит, позволительна и даже поощрительна тесная эмоциональная связь с мамой и в первые годы жизни считается нормальным поведение «императора», когда все его желания выполняют, то в отношении шестилеток эти правила уже не работают.

Малышей постепенно приучают к инструкциям и правилам поведения в школе. /Фото:novyefoto.ru

Малышей постепенно приучают к инструкциям и правилам поведения в школе. /Фото:novyefoto.ru


Детям от 6 до 15 лет надлежит беспрекословно слушаться старших и выполнять все их требования. Поэтому в первом-втором классах японских школ очень много внимания уделяют не учебе, а именно правилам поведения и этикету.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 8 особенностей работы в Японии, которые вызывают у сотрудника-иностранца недоумение

Педагоги понимают, что перейти резко от роли «короля» к роли «раба» (так в шутку говорят японцы) вчерашнему дошкольнику непросто. Постепенно мало-помалу, дети начинают понимать, что можно делать в школе и в обществе вообще, а что – по местным меркам недопустимо.

Убираться – не зазорно

Японских школьников с первых классов приучат к общественно-полезному труду. Уборка школьного кабинета, мытье парт в классе, наведение порядка на школьном дворе – все это в порядке вещей. Ученики моют даже уборные! Дети понимают, что школа – их общий дом.

Японские дети убираются в школе. /Фото: samorealisazia.ru

Японские дети убираются в школе. /Фото: samorealisazia.ru


Такой коллективный труд, по мнению японских педагогов, с одной стороны, воспитывает коллективизм, а с другой – уважение к уборщикам. Ведь если ты сам подметал школьный двор и знаешь, как это нелегко, ты сто раз подумаешь, бросать ли под ноги фантик от конфеты или шоколадную обертку. Если ты целый час оттирал парты, то вряд ли тебе захочется на них рисовать.

Подготовка к офисной жизни

В японских школах есть практика шефства старших детей над младшими. К первоклашкам обычно приставляют в качестве наставников ребят из шестых классов (в началке японские дети учатся шесть лет). Такой старший товарищ не только помогает ребенку в тех или иных ситуациях, но и контролирует его поведение и успеваемость. Таким образом, школьников с ранних лет приучают к системе «начальник-подчиненный» и к соблюдению субординации. Старших же детей такая практика учит ответственности за тех, кто младше и слабее.

Чтобы дети учились коммуникации и уживчивости с новыми людьми, каждый год в каждой параллели происходит перетасовка учеников – состав классов меняется. Таким образом, при переходе на следующую ступень в коллективе у ребенка оказываются и старые товарищи, и новые.

Детей готовят к субординации и общению во взрослом коллективе. /Фото: japanesefirst.ru

Детей готовят к субординации и общению во взрослом коллективе. /Фото: japanesefirst.ru


С одной стороны, это ежегодный стресс, а с другой – подготовка ко взрослой жизни, ведь коллег по коллективу, а также начальство японцы не выбирают. В этой стране граждане обычно не скачут с одной работы на другую, а трудятся по много лет в одной и той же компании. Это позволяет чувствовать стабильность, ведь с твоей постоянной работы тебя уже не уволят.

О том же, как построена сама по себе система образования в Японии и какие ещё особенности японских школ отличают их от европейских, читайте в нашем обзоре: Школы, где мальчиков учат шить, а учитель – добрый приятель: Чем японское образование отличается от российского.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








4122
17.03.2024 15:30
В закладки
Версия для печати




Смотрите также