![](https://kulturologia.ru/files/u11119/1111924741.jpg)
Существует много как страшилок, так и анекдотов по поводу работы в японских компаниях. Одно только чучело начальника, которое нужно избивать, чтобы выпустить пар, чего стоит! Или можно вспомнить расхожее мнение про японцев-трудоголиков. На самом деле некоторые шаблоны не совсем верны либо не так повсеместно распространены, как кажется иностранцам. Однако существует ряд необычных нюансов, о которых говорят практически все, кто приезжал в страну самураев и устраивался там на работу. Приведем 8 таких особенностей.
1. От сих до сих. И даже дольше
На работе в Японии принято сидеть не от звонка до звонка, а даже дольше. Если рабочий день начинается в 9 утра, все приходят в офис хотя бы в 8.50. Приходить минута в минуту считается дурным тоном – коллеги решат, что работа тебе в тягость и ты относишься к ней формально, без души. Уходить желательно тоже чуть позже. Если рабочий день официально закончился, а начальник – на месте, покидать рабочее место нельзя. Сразу несколько иностранцев, работающих в японских компаниях, делились в соцсетях, что в офисе у них есть часы с кукушкой, которая кукует в 9.00 и в 18.00. Правило гласит: приходить нужно «до кукушки», уходить – «после кукушки».![Уходить раньше шефа не принято. Уходить раньше шефа не принято.](https://kulturologia.ru/files/u23581/imagej.png)
Уходить раньше шефа не принято.
Обед же в компаниях – строго с 12.00 до 13.00, впрочем, возвращаться с него точно в час тоже не принято. Желательно – в 12.30-12.40.
![Обед и время ухода с работы строго регламентированы. Обед и время ухода с работы строго регламентированы.](https://kulturologia.ru/files/u23581/2358163074.jpeg)
Обед и время ухода с работы строго регламентированы.
2. Корпоративный дух – святое
Быть частью коллектива для японского сотрудника святая обязанность. В некоторых компаниях по утрам перед началом работы сотрудники даже зачитывают философские изречения или девизы на каждый день. Все хором.![Поход в караоке – это святое. Поход в караоке – это святое.](https://kulturologia.ru/files/u23581/2358151097.png)
Поход в караоке – это святое.
Если же босс объявил, что после рабочего дня весь отдел идет вместе с ним в суши-бар или петь в караоке, а в выходной предлагает посетить бейсбольный матч, отказаться нельзя. Даже если дома у тебя маленькие дети. Стоит хоть один раз «проигнорировать коллектив» – и в компании к тебе уже будут относиться с недоверием, считая, что ты мутная личность, темная лошадка.
![В некоторых компаниях есть свои девизы и речевки. В некоторых компаниях есть свои девизы и речевки.](https://kulturologia.ru/files/u23581/2358154436.jpeg)
В некоторых компаниях есть свои девизы и речевки.
![Корпоративные зарядки ещё одна часть жизни японского коллектива. Корпоративные зарядки ещё одна часть жизни японского коллектива.](https://kulturologia.ru/files/u23581/imagek.png)
Корпоративные зарядки ещё одна часть жизни японского коллектива.
3. Консервативные правила
Есть, конечно, в Японии европеизированные компании, где сотрудникам (особенно иностранцам) и поблажки делают, разрешая чуть раньше уйти с работы, и отношения – демократичнее, но их единицы. В основном же это очень рафинированные конторы, где пользуются одними и теми же «проверенными» справочниками и программами и порой даже требуют от сотрудников записывать все не на компьютере, а от руки. Обращаться к начальнику полагается по всей форме и подходить к нему нужно с определенной стороны, соблюдая субординацию.![С начальником нужно общаться по всем правилам. С начальником нужно общаться по всем правилам.](https://kulturologia.ru/files/u23581/imageo.png)
С начальником нужно общаться по всем правилам.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как появился кошачий рай на японском острове Тасиро, и Почему местные жители рады толпам мурлык
Ну а деловые письма практически во всех японских компаниях принято писать, соблюдая жуткий формализм. Сначала – десяток дежурных вступительных предложений, затем (буквально в двух словах) – суть дела, а в конце – снова целый абзац из дежурных слов. В общем, докопаться до главного в таком письме не так просто.
4. Зарплата – неплохая
Если сотрудник получает, к примеру, 9 миллионов йен в год (около 5 млн. рублей), то от этой суммы нужно вычесть примерно 30%. Это налог, и чем выше зарплата, тем он у работника больше. Кстати, во многих компаниях сотрудникам оплачивают проезд от дома до работы и обратно – даже если сотрудник живет за городом и ездит в офис на скоростном поезде. В целом же средней зарплаты хватит и на продукты, и на одежду, и на кофе. и на съемное жилье.![На среднюю зарплату в Японии вполне можно жить. На среднюю зарплату в Японии вполне можно жить.](https://kulturologia.ru/files/u23581/imagek2.png)
На среднюю зарплату в Японии вполне можно жить.
5. Не уволят, но вынудят уйти
Японцы народ не прямолинейный, они любят говорить намеками и аллегориями. Поэтому босс никогда не скажет напрямую подчиненному, что тот работает плохо и его увольняют. Начальник будет устраивать ему долгие беседы, в которых будет всячески намекать, что такой формат работы не для него, что ему нужно подыскать что-то для себя более удобное и так далее.![Японцы народ не прямолинейный. Японцы народ не прямолинейный.](https://kulturologia.ru/files/u23581/imagep.png)
Японцы народ не прямолинейный.
Если подчиненный не поймет намека (иностранцы, в отличие от японцев, действительно могут не уловить иронии), ему создадут такие условия, при которых ты сам поймешь, что ты не нужен. Например, будут давать подчеркнуто бесполезные задания.
![Неугодный сотрудник сам поймет, что должен уйти. Неугодный сотрудник сам поймет, что должен уйти.](https://kulturologia.ru/files/u23581/imageh.png)
Неугодный сотрудник сам поймет, что должен уйти.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем прославился первый японец в Лондоне, который покорил британцев «диким максимализмом»: Кансай Ямамото
6. Выходных хватает
Отпуск у начинающих японских сотрудников – всего 10 дней в году (его начисляют после года работы в компании). Со временем, по мере увеличения стажа, он постепенно увеличивается. Если учитывать, что иностранец вряд ли будет работать в Японии 10-15 лет, в целом получается немного. Впрочем, маленький отпуск компенсируется выходными в честь государственных праздников, которых в Японии достаточно.![Отпуск маленький, но выходных хватает. Отпуск маленький, но выходных хватает.](https://kulturologia.ru/files/u23581/imagettt.png)
Отпуск маленький, но выходных хватает.
7. Не проси помощи
Если на работе ты что-то не понимаешь или тебе просто нужна помощь, в Японии не принято обращаться к коллегам. Это дурной тон. Поэтому очень часто бывает, что сотрудник бьется три дня над какой-то задачей, чтобы дойти до решения сам, а между тем спроси он товарища, сидящего за соседним столом и обладающего необходимыми знаниями – справился бы за час.![Лучше сидеть три дня, но найти решение самостоятельно. Лучше сидеть три дня, но найти решение самостоятельно.](https://kulturologia.ru/files/u23581/imageu.png)
Лучше сидеть три дня, но найти решение самостоятельно.
8. Главное – участие
В японских компаниях вообще принято как можно активнее демонстрировать окружающим, какой ты старательный и усидчивый. Результат работы, конечно, очень важен, но если босс видит особое рвение, он может закрыть глаза на слабые показатели. Не получилось – не беда. Главное – что ты старался изо всех сил и очень переживал за общее дело. Такому сотруднику могут даже выписать премию.![Чем ты усерднее, тем тебя больше ценят. Чем ты усерднее, тем тебя больше ценят.](https://kulturologia.ru/files/u23581/2358130985.jpg)
Чем ты усерднее, тем тебя больше ценят.
Если вы все-таки подумываете над тем, чтобы переехать в эту удивительную страну и устроиться там на работу, а, возможно, хотите найти себе там вторую половинку, первым делом узнайте
12 минусов жизни в Японии, которые не напрягают местных, а европейцев выводят из себя
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: