Как играть в кудрявые тимпаны и петь под собственную волынку: музыкальные инструменты в поэзии Серебряного века. Картина Данте Габриэля Россетти.
Поэзию Серебряного Века можно изучать бесконечно, и она будет каждый раз открываться с новой стороны. Не секрет, что поэты начала двадцатого века обожали мотивы из Ветхого Завета, античных мифов и легенд и средневековых баллад. Именно поэтому в стихах можно обнаружить много очень смутно понятных современному читателю слов. Например, не всякий сможет сразу представить себе музыкальные инструменты, которые упоминаются в стихах Серебряного Века. Мы попробовали представить их все - точнее, все те, что для нашего современника очень уж экзотичны.
Тимпаны
Поднял голос –
___ – Упорный, лукавый,
______ Как Пан –
_________ – И –
____________ – Отрывистый –
Гривистый
Черный
Курчавый
Тимпан.
Точно сон из забвенья,
Точно хитон
Фиолетовый, –
___ – Флейты –
______ – В день
_________ Трепетный –
____________ – Пение…
Сафо –
___ – Из шарфа
___ Душистым,
___ Как воздух, –
______ – Лицом –
_________ Озарилась –
____________ На звук…
Арфа –
___ – Струилась –
______ – Ручьем –
_________ – Серебристым –
____________ – Из рук!
Андрей Белый.
Вакханка с тимпаном.
По сути, тимпан - это бубен. В разные периоды античности тимпан мог иметь разные особенности. Например, в Древнем Риме кожа могла быть натянута как с одной стороны, так и двух. В Древней Греции обод был очень широким. Внутри к раме тимпаны могли крепиться бубенчики, но это было необязательно.
Одно из самых знаменитых изображений тимпана - тунисская мозаика третьего века нашей эры, на которой на нём играет вакханка. Этот тимпан действительно выглядит мохнатым из-за (возможно) повязанных на него ленточек. Но фантазии поэта всегда есть куда разгуляться, так что Белому, возможно, представлялся тимпан, чей обод украшали душистые женские локоны, которые так любила воспевать древнегреческая поэтесса Сафо.
Кстати, об арфе из того же стихотворения: для древних греков она была иностранным, варварским инструментом, завезённым с Востока. Арфе не доверяли. Платон считал арфу слишком сладкозвучной, разнеживающей души, и мечтал, что в идеальном мире её запретят - поскольку слушающему арфу юноше труднее быть суровым воином. Чаще всего на арфе играли женщины на своих женских половинах дома, притом инструмент был совсем не таким большим, какие мы видим сейчас на концертах симфонической музыки. Его было легко носить с собой. Почти исключительно женским инструментом считался и тимпан, исключение составляли слишком большие тимпаны, которые женским рукам было тяжело удерживать - на них играли мужчины.
Кимвалы
Наше злое время – время лютой битвы.
Прочь кимвал и лиру! Гимнов не просите,
Золотые струны на псалтири рвите!
Ненавистны песни, не к чему молитвы.
О щиты мечами гулко ударяя,
Дружно повторяйте клич суровой чести,
Клич, в котором слышен голос кровной мести,
Клич, в котором дышит сила огневая.
Песни будут спеты только после боя,
В лагере победы, – там огни зажгутся,
Там с гремящей лиры звуки понесутся,
Там польётся песня в похвалу героя.
Над телами ж мёртвых, ночью после сечи,
Будет петь да плакать только ветер буйный
И, плеща волною речки тихоструйной,
Поведёт с лозою жалобные речи.
Фёдор Сологуб
Иногда кимвалы описывают как разновидность тарелок, но это не совсем верно. Кимвалы были гораздо мельче размером, примерно с ладонь мужчины, и имели, скорее, форму уплощённой чаши. Но били в них действительно точно так же, как в тарелки, удерживая в каждой руке по кимвалу. После падения античного мира Европа надолго забыла этот инструмент, и его принесли заново в Средние века, в эпоху Крестовых походов. С разновидностью кимвалов под немного изменённым названием - цембел, а также под совсем новым названием - тимбр, стали выступать танцовщицы, отбивая себе ритм самостоятельно. От античных кимвал тимбры отличались тем, что "чашечки" были уже побольше и соединены друг с другом цепью. Надо сказать, что в Древние Рим и Грецию кимвалы тоже пришли с востока и считались относительно экзотичным инструментом.
Танцовщица, играющая на цембелах.
Вообще во время Крестовых походов рыцари принесли из Византии и мусульманских стран много ударных инструментов, включая, помимо цембел, бубны и барабаны. Бубны использовались в оркестрах, с бубнами выступали танцовщицы, в привязанные к плечу бубны били головой флейтисты. Музыканты старых вкусов слёзно жаловались на моду, из-за которой музыка на улицах, пиршествах и праздниках превратилась в бряцание и стучание, лязг и грохот, вытесняя красивые, изысканные мелодии прошлого.
Чуть позже на востоке кимвалы эволюционировали до крохотных пальчиковых цимбалок (саггат, зиль), которые стало можно надевать по паре на каждую руку, чтобы подыгрывать себе во время танца. Этот инструмент считался чисто женским и юноши-танцоры использовали его только в случаях, когда и танец их имел "женственный" вид.
Псалтирь, на котором в стихотворении рвут струны, на самом деле назывался "псалтерион" и был похож на русские гусли, только треугольные. Струны у них были сдвоенные. Изобретателем инструмента считался сам царь Давид, который будто бы играл на нём, ударяя по струны птичьим клювом. В Средние Века псалтерион был куда популярнее, чем в античном мире, особенно среди знатных дам, которые находили его звук изящным. Лира у Сологуба не просто так названа "гремящей". Звук этого инструмента был грубее, чем у арфы, и Платон его очень одобрял как инструмент для мужского слуха - он не лишал сердца воинственности.
Цевница
Когда лесной стремится уж
Вдоль зарослей реки,
По лесу виден смутный муж
С лицом печали и тоски.
Брови приподнятый печальный угол...
И он изгибом тонких рук
Берет свирели ствол (широк и кругол)
И издает тоскливый звук.
Предтечею утех дрожит цевница,
Воздушных дел покорная прислуга.
На зов спешит певца подруга —
Золотокудрая девица.
Велимир Хлебников.
Цевница - инструмент, который часто упоминается в Библии. Однако в переводе за этим словом скрывается древнееврейский инструмент "машрокита", нечто вроде многоствольной флейты. Русская цевница, которая, по видимости, фигурирует в стихотворении Хлебникова (поскольку дальше упоминается Ярила) - то же, что кугиклы, кувиклы или кувицы, популярный в российских и украинских областях у девушек музыкальный инструмент из нескольких коротких камышовых дудочек, которые, не скрепляя, зажимали в руке во время игры. Хотя нет, Хлебников просто не знал сам, что такое библейская цевица, и явно считал её синонимом флейты - ведь музыкант держит только один ствол. Но мы всё же поставим видео с настоящей цевицей-кувицей.
Волынка
И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок,
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонек,-
Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу.
Лишь одного я никогда не знаю
И даже вспомнить больше не могу.
Я не прошу ни мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
Мне холодно... Крылатый иль бескрылый,
Веселый бог не посетит меня.
Анна Ахматова
Хотя речь может идти о русском, украинском, марийском или мордовском аналоге шотландской волынки, недурно вспомнить, что песню, которую поёт под собственную волынку лирический герой, представляет в одной из своих стихотворений её современник Николай Клюев. Как технически возможно петь под волынку? Очень просто: в конце девятнадцатого - начале двадцатого века волынкой в ряде российских областей называли гармошку-тальянку. Звук казался похожим. Так что Ахматова, вероятно, описывает наигрывающего на гармошке любовные песни паренька - он очень органично смотрелся бы рядом с крестьянской девочкой, плетущей венок (может быть, для любимого).
Цитра
Опять сердца изнеможенные
Восторг волненья узнают,
Когда в свои объятья сонные
Вбирает их Великий Спрут.
Незримыми, святыми цитрами
Заворожая души их,
Обводит он главами хитрыми
Десятки пленников своих.
Валерий Брюсов.
Многим кажется, что цитра - это некий античный инструмент. Иллюзия происходит от того, что слово "цитра" (Zither) - прямой потомок слова "кифара, китара", действительно древнегреческого инструмента. Но на цитре играли в средневековых германских землях. Звук у неё действительно бывает завораживающий.
Кифара, которая тоже встречается в стихах Серебряного века, была самой популярной в Древней Греции разновидностью лиры. Считалось, что её изобрёл сам Апполон. На кифаре играли исключительно мужчины, используя, чтобы цеплять струны, костяной плектр. Игрок на кифаре назывался кифаред, так что неудивительно, что в стихах Серебряного века нередко встречается такой персонаж.
Сюжеты и герои глубокой древности волнуют не только поэтов. Русская мастерица создаёт милые керамические фигурки, которые напоминают библейских персонажей.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: