Великая балерина Майя Плисецкая, чье имя стало синонимом искусства и изящества, ушла из жизни 2 мая 2015 года в возрасте 89 лет в Мюнхене. Её почитатели вспоминают приму не только за невероятную грацию и мастерство, но и за глубокую внутреннюю красоту, которая отражалась во всём, что она делала. Многие хотели бы отдать дань памяти, возложив цветы на её могилу, но это невозможно. Ещё при жизни Майя Михайловна составила завещание, где подробно распланировала свои похороны.
Расстрел отца и ссылка матери
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье Михаила Плисецкого, советского руководителя-выдвиженца, и актрисы Рахили Мессерер. Интерес к танцу появился у неё с раннего детства благодаря её дяде и тёте, Суламифи и Асафу Мессерерам, выдающимся танцовщикам и педагогам. Но частые переезды семьи мешали Майе начать профессиональные занятия. С 1932 по 1936 год семья Плисецких проживала на Шпицбергене, где Михаил Плисецкий занимал должности руководителя концессии «Арктикуголь» и генерального консула СССР.
Майя Плисецкая с родителями. / Фото: uznayvse.ru
Именно там Майя впервые выступила в любительской балетной постановке, мечтая последовать примеру своих родственников, Суламифи и Асафа Мессереров. Но счастливая жизнь семьи рухнула в 1937 году. Во время «большого террора» отца арестовали по ложному обвинению, и он больше не вернулся домой, как стало известно позже – его расстреляли в 1938 году. Беременная Рахиль Плисецкая, с двумя малолетними детьми — 12-летней Майей и 6-летним Александром, — подвергалась давлению, её заставляли признать мужа изменником и предателем родины. Она отказалась, надеясь на его оправдание, но напрасно.
Майя Плисецкая с тётей. / Фото: uznayvse.ru
Через год её вместе с младшим сыном Азарием отправили в Акмолинский лагерь жен изменников Родины, в Казахстан. Чтобы старших детей не забрали в детский дом, их усыновили родственники: Майю удочерила тётя Суламифь Мессерер, а Александра — дядя Асаф Мессерер. Под их влиянием Майя начала знакомиться с балетом. В 8 лет её приняли в балетный класс Московского хореографического училища, там талант девочки и её целеустремленность быстро заметили педагоги.
Прима-балерина
В 1943 году, после успешного завершения Московского хореографического училища, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Одним из первых значимых опытов стала роль в балете Жизель в партии виллис, где она впервые репетировала с Агриппиной Вагановой, строгим и требовательным педагогом Ленинградского хореографического училища. Ваганова Привила Майе дисциплину, чего ей не хватало в молодости.
Пластика Майи Плисецкой пленила зрителей по всему миру. / Фото: gorbilet.com
Майя исполнила роль в Лебедином озере более 800 раз на сцене Большого театра и, по некоторым данным, более 4 000 раз по всему миру. Хотя Плисецкая не любила обсуждать режиссуру или музыку, она всегда вносила в танец что-то своё. Балерина кардинально меняла пластику движений, и вскоре её исполнение Лебединого озера стало считаться классическим.
Пластика Майи Плисецкой пленила зрителей по всему миру. / Фото: ria.ru
Популярность Большого театра на зарубежных гастролях была настолько велика, что Лебединое озеро стало главной визитной карточкой советского, а позже и российского балета. Майя Плисецкая также внесла изменения в образ «Умирающего лебедя», который ранее был создан Анной Павловой. Те, кто имел счастье увидеть её на сцене, навсегда запомнили трагически запрокинутую голову и невероятно выразительные руки.
Личная жизнь
Личная жизнь Майи Плисецкой сложилась не сразу. Её первый брак с партнёром по балету, Марисом Лиепой, всего спустя 3 месяца закончился разводом. Строптивый характер, высокая самооценка, неприязнь к «опекающим» органам, и статус дочери репрессированного «врага народа», привели к тому, что Плисецкая стала невыездной на целых 16 лет. Однажды в доме Лили Брик, музы Маяковского, Майя Плисецкая познакомилась с начинающим композитором Родионом Щедриным.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин первое время просто случайно пересекались. / Фото: ok.ru
Сначала между ними была лёгкая симпатия, но она быстро прошла. Во время своих выступлений в балете Спартак Майя оставляла подписанные билеты для друзей, в том числе и для Родиона. Судьба часто сталкивала их вместе, и во время этих встреч они обменивались остроумными репликами. Однажды Родион позвонил Майе и попросил разрешения посетить её репетицию, так как работал над новой музыкой для театра, в котором она выступала. Майя согласилась, в тот день она репетировала в облегающем купальнике, что произвело на Родиона сильное впечатление. С этого момента они начали общаться ближе.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин. / Фото: rg.ru
Плисецкая была на 7 лет старше Родиона Щедрина, но это не смущало их обоих. Во время скромной свадебной церемонии в загсе регистратор, узнав балерину, пожелала им: "Состариться на одной подушке". Эти слова стали пророческими — они прожили вместе 57 лет. Во время их первой совместной поездки в Карелию Майя узнала о своей беременности. Ей было 33, а до балетной пенсии еще целых 2 года. Она понимала, что, если родит, восстановление после беременности займет несколько лет, а ей было невозможно представить свою жизнь без сцены. Майя поставила Родиона перед фактом: нужно делать аборт. Он согласился.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин так и не стали родителями. / Фото: rg.ru
Детей в их семье так и не появилось, но они не переживали по этому поводу. Их отношения были совершенно уникальными и выходили за рамки обычных и стандартных. Щедрин открыл Майе дверь в мир искусства, где не было места тяжёлым бытовым заботам. Всё, что окружало балерину, — это музыка, написанная специально для неё, восхищение её грацией, страсть и романтика, выраженная в цветах и письмах.
Последняя воля
Незадолго до своей смерти, ощущая, что конец близок, 89-летняя Майя Плисецкая составила завещание, которое оказалось довольно необычным. Вместо обычных погребальных церемоний, она захотела, чтобы её прах был развеян над Россией. Это казалось бы символичным и романтичным финалом для великой балерины. Однако, согласно её завещанию, сделать это можно было только после того, как её супруг, Родион Щедрин, покинет этот мир и присоединится к ней.
Майя Плисецкая пожелала быть кремированной. / Фото: telegra.ph
«Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше… оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», — гласит завещание Плисецкой. Великая балерина умерла в 89 в своём доме в Германии от обширного инфаркта. Получается, что с момента смерти Майи Плисецкой прошло почти 10 лет, а у неё до сих пор нет могилы. Урна с прахом примы балета хранится у вдовца, композитора Родиона Щедрина. Родные балерины пообещали исполнить её последнюю просьбу, и прах будет развеян только тогда, когда уйдёт и сам Щедрин.
Прах Майи Плисецкой будет развеян над Россией, хоть и умерла она в Германии. / Фото: telegra.ph
Для Родиона Щедрина хранение праха Майи Плисецкой — это способ сохранить память о ней, но для её поклонников отсутствие могилы стало настоящей трагедией. Многие обращались к властям с просьбой установить кенотаф — символическую могилу, чтобы выразить благодарность балерине, чья величественная тень до сих пор чувствуется на российской сцене. Вместо этого им предложили памятник в сквере на Большой Дмитровке.
Известно, что оба — и Майя Плисецкая, и Родион Щедрин — не были ангелами в плане верности. У каждого из них были романы на стороне. Ради Щедрина одна знаменитая актриса даже пыталась свести счеты с жизнью.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: