+1 0
0
-1 0

Как русская любовница барона Маннергейма смогла сохранить свои капиталы после 1917, но потеряла любовь всей жизни



В первые дни 1937 года в Париже состоялись похороны баронессы Анастасии Маннергейм, бывшей жены финского барона Роберта Маннергейма, который в ту пору занимал пост Председателя Совета обороны Финляндии. Проводить баронессу в последний путь пришли многие русские эмигранты, все ожидали появление и самого Маннергейма. Однако он так и не появился у гроба своей бывшей супруги и матери своих детей. Зато все обратили внимание на старую графиню, которая присутствовала на отпевании. Среди присутствующих пронесся возмущенный шепоток - «Как, она еще жива? Но зачем она здесь?»

Карл Густав Эмиль Маннергейм, сделавший блестящую карьеру в царской России


Барон Карл Густав Эмиль Маннергейм

Барон Карл Густав Эмиль Маннергейм

Барон Карл Густав Эмиль Маннергейм, происходивший из старинного голландского рода, родился в 1867 году в губернии Великого княжества Финляндского, окончил Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге и тридцать лет провел в России на службе в императорской армии. Он сделал блестящую карьеру, дослужившись до генерал-лейтенанта, был близко знаком с императором и фактически стал членом его свиты.

После Октябрьской революции 1917 года, когда большинство его сослуживцев отправились на Восток, чтобы присоединиться к белой гвардии, Маннергейм решил уйти в отставку и вернуться в Финляндию, к концу года провозгласившую свою независимость.

Официально Маннергейм был еще женат на Анастасии Араповой, дочери московского обер-полицмейстера, имел двух взрослых дочерей 24-летнюю Анастасию и 22-летнюю Софию, но фактически их брак уже давно распался, хотя развод они оформили только в 1919 году. На протяжении всей супружеской жизни Маннергейм изменял жене, и она об этом догадывалась, но причиной распада их семьи стало увлечение супруга замужней питерской дамой Елизаветой Шуваловой, отношения с которой у него продлились достаточно долго.

Елизавета Шувалова - наследница богатого супруга


Графиня Елизавета Шувалова

Графиня Елизавета Шувалова

Графиня Елизавета Шувалова, урожденная княгиня Барятинская, или Бэтси, как ее звали в высшем свете, была на 12 лет старше барона Маннергейма и жила со своим мужем в роскошном дворце на набережной Фонтанки. Всецело поглощенный государственной службой, супруг графини Павел Шувалов во всем остальном полагался на свою супругу и зачастую находился под ее влиянием.

Бэтси славилась красотой, умом, образованностью, незаурядной художественной интуицией, была членом общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины и активно занималась благотворительностью.

С Карлом-Густавом Маннергеймом они познакомились в 1895 году, на одном из званых ужинов, которые Елизавета Шувалова устраивала в своем дворце. В ту пору ему было всего 28 лет, а ей уже исполнилось 40. Пока ее муж находился на лечении в Германии и отсутствовал в течение двух лет, графиня страстно влюбилась в галантного молодого офицера. В трудные годы она была рядом и всячески поддерживала любимого, а когда он отправился на русско-японскую войну, сдала свой особняк под военный госпиталь и отправилась вслед за ним, чтобы быть ближе к любимому мужчине.

Романтическая связь Маннергейма с Елизаветой Шуваловой


Балы во дворце Шуваловых

Балы во дворце Шуваловых

Их роман продолжался в течение многих лет и ни для кого не был секретом. Анастасия Маннергейм сначала закрывала на эту связь глаза, надеясь, что увлечение супруга мимолетное, и их брак удастся сохранить, но с каждым годом эта надежда таяла. Кроме того, графиня Шувалова очень ревновала своего возлюбленного к его супруге и делала все возможное, чтобы их брак распался. Она демонстративно присылала приглашения Маннергейму на различные светские балы и благотворительные мероприятия, игнорируя его супругу, что, безусловно, являлось ее публичным оскорблением.

В 1899 году когда Карл-Густав получил двухмесячный отпуск после травмы колена и отправился на знаменитый грязевой курорт в Эстонию, графиня Елизавета Шувалова приехала к нему, что не осталось без внимания общественности.

В 1902 году Павел Шувалов скончался, и Бэтси обрела долгожданную свободу, став наследницей его огромной финансово-промышленной империи. Она неожиданно проявила деловую хватку и финансовое чутье, начав лично контролировать свои доходы. Объехав все предприятия, доставшиеся ей в наследство от супруга, графиня Шувалова сделала вывод, что «основы государственности царской России не являются надежными», поэтому большую часть капитала вывела во Францию, вложив в ценные бумаги.

Эмиграция во Францию после Октябрьской революции и безбедная жизнь старой графини


Графиня Шувалова

Графиня Шувалова

Графиня Шувалова настаивала на разводе барона Маннергейма, она хотела, чтобы после смерти супруга он поселился у нее во дворце, но Маннергейм был против, опасаясь, что это навредит его карьере. К тому же он параллельно завел еще несколько романов, в том числе с известной балериной Тамарой Карсавиной. Но Анастасия Маннергейм, устав от постоянных измен мужа, сама предложила ему расстаться.

Роман Маннергейма и Бэтси продолжался, хотя после расставания с супругой барон все реже появлялся в Петербурге, а тоскующая графиня старалась занять себя благотворительностью и работой в Красном Кресте. Когда грянула Октябрьская революция, они встретились в пылающем Петербурге, чтобы попрощаться перед эмиграцией Карла-Густава в Финляндию. Первое время они еще поддерживали связь, именно от Шуваловой Маннергейм узнал об участи императорской семьи.

В 1919 году графиня Шувалова, потеряв всю недвижимость в России, вынуждена была эмигрировать во Францию. Благодаря вовремя выведенным за границу капиталам остаток жизни она прожила, ни в чем не нуждаясь, хотя и была одинока.

Она не оставила мемуаров, ее общение в Париже было ограничено очень узким кругом людей, а в последние годы она практически не выходила из квартиры. Но до конца дней она следила за судьбой Маннергейма, который впоследствии стал предводителем финнов, совершавших теракты в Петрограде, и первым президентом Финляндии. Изредка они обменивались письмами. А на похороны Анастасии Маннергейм 81-летняя графиня Шувалова пришла в надежде в последний раз увидеть своего возлюбленного, но этой встрече не суждено было сбыться.
0
354 просмотров
В закладки
Версия для печати
дизайн интерьера