Портрет И.Я. Билибина (кисти Б. Кустодиева) и рисунки художника
Большинство обычных людей, проживая свою жизнь, осваивают одну профессию и считают, что этого вполне достаточно. Творческие личности часто работают в нескольких смежных областях. Но лишь единицы могут похвастаться тем, что создали что-то значимое в совершенно разных сферах деятельности. Иван Билибин, которого можно было бы назвать "по-настоящему страшным художником", за 66 лет успел, кажется, прожить не одну творческую жизнь, а целых семь.
1. Перспективный юрист
Серебряная медаль Первой Санкт-Петербургской классической гимназии и диплом юриста, полученный в 1900 году после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета, кажется, должны были предопределить судьбу молодого Ивана Билибина, согласно горячему желанию его отца, на твердой почве судейской или статской службы. Однако он сам решил иначе. Одновременно с учебой в университете молодой человек начинает получать и художественное образование, даже некоторое время занимается под руководством Ильи Ефимовича Репина, становится активным членом художественного объединения «Мир искусства» и о юридической карьере забывает.
2. Художник-иллюстратор
Именно в этой творческой сфере Иван Билибин впервые нашел свой неповторимый стиль, и именно его иллюстрации к русским сказкам мы хорошо знаем и любим. Широко известен факт, что источником вдохновения для художника стала настоящая русская глубинка. В 1899 году случай завел его в деревню Егны Тверской губернии, и после этой поездки он создает иллюстрации к своей первой книге русских сказок
И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Удивительно, что неповторимый стиль, который затем назовут «билибинским», был найден им практически сразу, а затем лишь развивался. Было ли это мистическим озарением, воодушевлением от красоты русской природы или результатом многодневного скрупулезного труда, но все работы самобытного художника проникнуты неподдельной любовью к России и настоящим сказочным духом.
И. Билибин. «Иван Царевич и Жар-птица»
Персонажи Билибина, иногда очень человечные, иногда по-настоящему страшные, сразу полюбились читателям. Орнамент, обрамление рисунков, особые стилизованные шрифты – этот художник не скупится на такие «мелочи», из которых как раз и создается его авторский стиль. Сама техника выполнения рисунка, за которую коллеги прозвали его «Иван-железная рука» тоже достаточно сложна и требует высокой точности. Книги, иллюстрированные им, похожи то ли на расписные шкатулки, то ли на старинные рукописи.
И. Билибин. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
3. Театральный декоратор
Одновременно с работой над книжными иллюстрациями Иван Билибин начинает активно участвовать в оформлении театральных постановок. Он готовит эскизы декораций и театральных костюмов для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила». Кстати, гораздо позднее, будучи в эмиграции, он станет известен в Париже как декоратор оперы «Борис Годунов» и балета Стравинского «Жар-птица».
И. Билибин. Эскизы театральных костюмов
И. Билибин. Декорации к сказке «Золотой Петушок»
4. Специалист по коммерческой иллюстрации
Это малоизвестная страница в творческой биографии знаменитого художника, но в течение некоторого времени Иван Билибин сотрудничал с пиво-медоваренным заводом "Новая Бавария". Кроме того, он на заказ рисовал афиши, адреса, эскизы почтовых марок и открытки.
Реклама "Акционерного общества пиво-мёдоваренного завода "Новая Бавария", И.Билибин
5. Знаток геральдики
Существует одна работа Ивана Билибина, которая по своей распространенности и массовому тиражу превосходит, несомненно, все остальные, хотя его авторство известно только узкому кругу специалистов. Речь идет о геральдическом двуглавом орле, которого мы ежедневно видим на российских монетах. Этот герб художник создавал по заказу Временного правительства. Авторские права на него Билибин передал фабрике «Гознак», и начиная с 1992 года данный рисунок является частью оформления всех денежных знаков Российской Федерации.
Печать Временного правительства 1917 года. Рисунок И.Билибина.
6. Мастер церковной живописи
Покинув революционную Россию, Билибин первое время жил в Каире. Именно там он впервые прикоснулся к церковной живописи, участвуя в оформлении домовой церкви при больнице. В Праге знаменитый художник создал эскизы иконостаса и фресок для русского храма. Позднее, в Париже он даже станет членом-основателем общества "Икона".
И.Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый и Святой равноапостольный князь Владимир
7. Преподаватель и настоящий патриот
В 1936 году Иван Билибин возвращается в родной город, который теперь называется Ленинград. Он преподает во Всероссийской Академии художеств, продолжает заниматься иллюстрацией и оформлением театральных постановок. Именно здесь его застает начало Великой отечественной войны. В сентябре 1941 года нарком просвещения предлагает 66-летнему художнику эвакуироваться в тыл. В ответ Билибин пишет: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают». И он защищает любимый город так, как умеет – с помощью своего таланта. До последних дней жизни художник создает патриотические открытки, пишет статьи и обращения к солдатам. Не выдержав голода, Иван Билибин умирает в первую же блокадную зиму. Его последним пристанищем стала братская могила профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Иван Яковлевич Билибин
Русские сказки всегда были источником вдохновения для многих художников. Читайте дальше, почему современники называли картины Васнецова «лубочными» и о том, как складывалась творческая карьера знаменитого мастера.
Текст: Анна Константинова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
На днях видела восторженные отзывы о билибинской книжной графике на YouTube, а его иллюстрации к сказкам — в современном энциклопедическом справочнике Mythology Котерелла. Правда, меня не столько поразила нарядная декоративность работ Ивана Яковлевича, сколько текст под изображением летящей в ступе по лесу Бабы-Яги: "Славянская ведьма, полуженщина-полубревно". :)