Караваджо, харизматичный художник эпохи барокко, оставил неоспоримый след в мире искусства своей революционной техникой светотени, которая придавала его картинам непревзойдённую глубину и драматизм. Однако его жизнь была столь же бурной, сколь и его искусство было трансцендентным. Склонность Караваджо к неприятностям часто приводила его к жестоким ссорам и связям с сомнительными личностями. Такое поведение принесло ему печально известную репутацию в Риме и в конце концов стоило жизни...
Великий художник Караваджо
Историкам не даёт покоя таинственная жизнь и ещё более таинственная смерть неуловимого Караваджо. В попытках выяснить что-нибудь конкретное, были эксгумированы останки живописца спустя четыре столетия после его кончины.
Оттавио Леони, Портрет Караваджо, около 1621 года. / Фото: commons.wikimedia.org
Исследователи не могут подтвердить принадлежность останков именно Караваджо. Поэтому верить или нет тому, что больной сифилисом художник умер от отравления свинцом — это вопрос личного выбора каждого. Главное, что можно об этом сказать — это то, что спустя века после его смерти в возрасте 39 лет, о Караваджо-человеке практически ничего не известно.
Картины Караваджо, изображающие жанровые сцены, мифологические и библейские сюжеты, сохранились, но их популярность — относительно новое явление. Художник при жизни имел коммерческий успех, но современники вовсю подрывали его репутацию. О нём говорили, что он слишком увлечён естественностью и совершенно игнорирует идеализацию, так ценившуюся в эпоху Высокого Возрождения.
«Корзина с фруктами», около 1597–1600 гг. В эпоху Возрождения ценились идеализированные изображения, а картины Караваджо были не такими. / Фото: commons.wikimedia.org
Один из ранних биографов Караваджо, Джованни Пьетро Беллори, писал в 1672 году, что художнику «не хватало изобретательности, приличия, дизайна и определённых знаний в науке живописи». Также Беллори говорил, что в тот момент, когда у Караваджо забрали модель, его рука и разум опустели. Другими словами, согласно этой часто повторяемой критике, единственный талант Караваджо заключался в том, что он умел хорошо копировать природу.
Конечно, это была неправда. Он был пионером тенебризма — стиля, в котором фигуры скрыты в тени, но ярко освещены одним источником света. Ещё одним изобретением было его слишком натуральное изображение библейских персонажей. У них были видны бородавки, под ногтями виднелась грязь, а на лицах были морщины. Всё это не соответствовало требованиям эпохи.
«Давид с головой Голиафа», около 1606–1610 гг. / Фото: commons.wikimedia.org
Вновь был открыт Караваджо лишь в 20 веке.
Каким же человеком был художник Караваджо?
Караваджо помог создать драматический стиль Контрреформации в стиле барокко, но интерес к нему также проистекает из его репутации нарушителя спокойствия. Известно, что Караваджо имел запрещённое оружие и был заядлым дуэлянтом. Этот факт подтверждён записями 11 судебных процессов над ним, проходивших с октября 1600 года по сентябрь 1605 года. Большая часть того, что мы знаем о Караваджо, фактически взята из уголовных досье.
«Призвание святого Матфея», 1599–1600 гг. / Фото: commons.wikimedia.org
Из этих документов все узнали о том, как однажды художник проделал дыру в потолке, чтобы обеспечить больше света в своей студии. Домовладелец из-за этого выселил его. Следующая хозяйка тоже выгнала его, так как он швырял в её окна камни и горланил непристойные песни. Однажды Караваджо швырнул тарелку в официанта, потому что решил, что блюдо с артишоками недоварено. На одного из своих конкурентов художник напал на улице и осыпая неприличными словами, избил. Также убил человека на дуэли. Большую часть своей жизни из-за всего этого Караваджо провёл в бегах. Короче говоря, он прославился в своё время не только как художник.
«Отречение Святого Петра», 1610 год. / Фото: commons.wikimedia.org
Причина смерти живописца так и не была подтверждена. Он скончался в июле 1610 года, возможно, на борту корабля. Причиной кончины мог быть сифилис, малярия или бруцеллёз. Также это могло быть убийство в отместку за Рануччо Томассони (случайного собутыльника, который стал жертвой припадка гнева художника) или рыцаря, на которого он напал на Мальте.
Все три ранние биографии, которые до сих пор составляют основу всех сведений о жизни Караваджо, были написаны после его смерти, а потому их нельзя назвать надёжными источниками. Практически все, кто о нём писал при жизни, терпеть его не могли. Сам же художник не оставил после себя ни писем, ни бухгалтерских книг, ни других письменных документов. Так что сомнительные биографии, написанные недругами и список его судимостей составляют львиную долю того, что о нём известно.
Независимо от обстоятельств, кончина Караваджо стала трагическим завершением жизни, наполненной художественным блеском и личными потрясениями. Бескомпромиссная преданность художника своему ремеслу в конечном итоге стала одновременно его величайшим триумфом и трагическим падением, увековечив его как за его искусство, так и за бурную жизнь которую он вёл.
Влияние Караваджо до сих пор сохраняется во всём мире, его можно увидеть и за пределами холстов: в работах фотографов, режиссёров и современных художников. Режиссёр Мартин Скорсезе открыто признался, что часто вдохновлялся полотнами и жизнью Караваджо, особенно, когда снимал свой фильм «Злые улицы».
Мартин Скорсезе. / Фото: azertag.az
Подробнее о творчестве великого художника, прочтите в другой нашей статье: великий гений провокации эпохи Возрождения Караваджо, или как взрывной характер мастера барокко повлиял на мир искусства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: