За последние несколько лет Москва сильно «помолодела». Средний возраст её зданий уменьшился не только благодаря новостройкам, но и из-за сноса зданий, которым больше ста лет. Многие из них имели историческую и архитектурную ценность, были излюбленными достопримечательностями туристов. Их нельзя не помнить, и очень грустно, что их посчитали чем-то лишним в Москве.
Всего в Москве за последние семь лет снесли больше полутор сотни старых зданий. Пять из них были особенно дороги сердцу всякого москвича (а также многих любителей Старой Москвы из других городов и стран).
Доходный дом Эггерс
Одно из уникальных творений русского архитектора Серебряного века Ивана Машкова, оно дом был построен в 1913 году на улице Россолимо. Долгие годы любители старой Москвы добивались признания его архитектурной ценности, тем более, что в подъездах сохранился оригинальный интерьер, но земля под ним, похоже, стоила слишком дорого. Пол из метлахской плитки, кованые решётки лестничных перил, тонкие лепные детали — всё было безжалостно уничтожено.
Сергей Эггерс, первоначальный владелец дома, был нотариусом и занимался, среди прочего, делами семьи Толстых — у них неподалёку был в Москве свой дом. Кроме Эггерса, стены дома помнили патриарха Алексия I, который был частым гостем в одной из квартир. До сноса здание было в прекрасном состоянии, его ломали с большим трудом. Правда, от него оставили фасад, он будет вписан в новое здание — но дом был славен не только фасадом.
Технический рисунок для проекта.
Фасад дома.
Подъезд родом из Серебряного века.
Военный госпиталь Красного Креста в Лефортове
Госпиталь вместе с храмом на его территории построили в 1914 году, в самом начале Первой мировой войны, и тут же использовали по назначению. Интерьеры внутри не меняли вплоть до нашего времени. Это ещё одно здание, которому отказали в присвоении архитектурной или исторической значимости, как за него ни боролись.
Госпиталь этот на средства горожан возвели в кратчайшие сроки, и железная дорога провела к нему отдельную ветку, чтобы доставлять раненых быстро и с комфортом на поезде, а не на тряских телегах. Городская управа позаботилась о том, чтобы подвести к зданию воду, электричество и трамваи. Сам госпиталь был не просто больницей, а памятником гражданскому единению, которое власти и простые подданные проявили при его возведении. Снесли его до получение каких-либо разрешительных документов на снос, моментально.
Госпиталь строили быстро, но надёжно и красиво.
Во время Первой мировой войны.
Дом Михоэлса
Соломон Михоэлс — известный в своё время советский актёр и театральный руководитель. Он жил в доме, построенном в девятнадцатом веке русским архитектором Василием Мясниковым. Кроме Михоэлса, в доме, сразу после революции, жил также писатель Всеволод Иванов, здесь появлялся с визитами Сергей Есенин. К тому времени дом уже превратился из усадьбы в коммуналки — изначально его строили для некоего семейства Кириковых.
Благодаря лепке вокруг окон дом казался сказочным, практически игрушечным. Въехав в него, Иванов оглянулся и немедленно потратил всю наличность на дорогие обои — другие этому дому не подходили. Спал после этого, к восторгу Есенина, на полу — Есенин сказал Иванову, что так и должны жить настоящие писатели.
Фасад бывшего дома Кириковых радовал всех прохожих.
Доходный дом Прошиных
Типичный дом Серебряного века, он был построен в 1905 году и, когда его снесли, знатоки заявили о крупнейшей архитектурной утрате десятилетия — в Москве, конечно. Эксклюзивный фасад от архитектора Павла Заруцкого ещё до сноса обещали сохранить, как главное украшение улицы, но здание в итоге снесли полностью.
На фасаде впервые в Москве была использована популярная в начале двадцатого века техника сграффито. В 2012 году было заявлено, что дом можно будет реконструировать, но реконструкции творение Заруцкого не дождалось. Замечательное произведение московского модерна, его фриз в стиле ар-нуво были обращены в труху.
Чудесное дитя Павла Заруцкого.
На фризе были изображены подснежники.
Московская соборная мечеть
Мечеть, построенная ещё в 1904 году по проекту Николая Жукова, пережила две революции и две мировые войны, борьбу с религиями и девяностые. Сейчас на месте уникального исторического здания стоит новая мечеть, которая называется точно так же, но её построили уже после 2011 года — именно в том году настоящая Московская мечеть была снесена.
Сейчас мало кто помнит, но в Москве была большая татарская диаспора, и многие дворники были татарами (и не только дворники, конечно!). Кроме того, в местных гимназиях учились иноверцы — дети офицеров из мусульманских краёв Российской империи, строили карьеру чиновники из мусульманских народов. Для них и поставили легендарную мечеть.
Мечеть до сноса.
Мечеть на Рамадан, пятидесятые годы двадцатого века.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Два фактора, решающих в уничтожении исторической Москвы. Страсть к наживе и крайне низкий уровень общей культуры властной городской верхушки. Чистенько и красиво, ну и с хорошей прибылью. Вот и вся их архитектурная программа. А ко всему все они не москвичи, и никакого пиетата к прошлому