Архитектура   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0





За последние несколько лет Москва сильно «помолодела». Средний возраст её зданий уменьшился не только благодаря новостройкам, но и из-за сноса зданий, которым больше ста лет. Многие из них имели историческую и архитектурную ценность, были излюбленными достопримечательностями туристов. Их нельзя не помнить, и очень грустно, что их посчитали чем-то лишним в Москве.


Всего в Москве за последние семь лет снесли больше полутор сотни старых зданий. Пять из них были особенно дороги сердцу всякого москвича (а также многих любителей Старой Москвы из других городов и стран).

Доходный дом Эггерс


Одно из уникальных творений русского архитектора Серебряного века Ивана Машкова, оно дом был построен в 1913 году на улице Россолимо. Долгие годы любители старой Москвы добивались признания его архитектурной ценности, тем более, что в подъездах сохранился оригинальный интерьер, но земля под ним, похоже, стоила слишком дорого. Пол из метлахской плитки, кованые решётки лестничных перил, тонкие лепные детали — всё было безжалостно уничтожено.

Сергей Эггерс, первоначальный владелец дома, был нотариусом и занимался, среди прочего, делами семьи Толстых — у них неподалёку был в Москве свой дом. Кроме Эггерса, стены дома помнили патриарха Алексия I, который был частым гостем в одной из квартир. До сноса здание было в прекрасном состоянии, его ломали с большим трудом. Правда, от него оставили фасад, он будет вписан в новое здание — но дом был славен не только фасадом.

Технический рисунок для проекта.

Технический рисунок для проекта.


Фасад дома.

Фасад дома.


Подъезд родом из Серебряного века.

Подъезд родом из Серебряного века.

Военный госпиталь Красного Креста в Лефортове


Госпиталь вместе с храмом на его территории построили в 1914 году, в самом начале Первой мировой войны, и тут же использовали по назначению. Интерьеры внутри не меняли вплоть до нашего времени. Это ещё одно здание, которому отказали в присвоении архитектурной или исторической значимости, как за него ни боролись.

Госпиталь этот на средства горожан возвели в кратчайшие сроки, и железная дорога провела к нему отдельную ветку, чтобы доставлять раненых быстро и с комфортом на поезде, а не на тряских телегах. Городская управа позаботилась о том, чтобы подвести к зданию воду, электричество и трамваи. Сам госпиталь был не просто больницей, а памятником гражданскому единению, которое власти и простые подданные проявили при его возведении. Снесли его до получение каких-либо разрешительных документов на снос, моментально.

Госпиталь строили быстро, но надёжно и красиво.

Госпиталь строили быстро, но надёжно и красиво.


Во время Первой мировой войны.

Во время Первой мировой войны.

Дом Михоэлса


Соломон Михоэлс — известный в своё время советский актёр и театральный руководитель. Он жил в доме, построенном в девятнадцатом веке русским архитектором Василием Мясниковым. Кроме Михоэлса, в доме, сразу после революции, жил также писатель Всеволод Иванов, здесь появлялся с визитами Сергей Есенин. К тому времени дом уже превратился из усадьбы в коммуналки — изначально его строили для некоего семейства Кириковых.

Благодаря лепке вокруг окон дом казался сказочным, практически игрушечным. Въехав в него, Иванов оглянулся и немедленно потратил всю наличность на дорогие обои — другие этому дому не подходили. Спал после этого, к восторгу Есенина, на полу — Есенин сказал Иванову, что так и должны жить настоящие писатели.

Фасад бывшего дома Кириковых радовал всех прохожих.

Фасад бывшего дома Кириковых радовал всех прохожих.

Доходный дом Прошиных


Типичный дом Серебряного века, он был построен в 1905 году и, когда его снесли, знатоки заявили о крупнейшей архитектурной утрате десятилетия — в Москве, конечно. Эксклюзивный фасад от архитектора Павла Заруцкого ещё до сноса обещали сохранить, как главное украшение улицы, но здание в итоге снесли полностью.

На фасаде впервые в Москве была использована популярная в начале двадцатого века техника сграффито. В 2012 году было заявлено, что дом можно будет реконструировать, но реконструкции творение Заруцкого не дождалось. Замечательное произведение московского модерна, его фриз в стиле ар-нуво были обращены в труху.

Чудесное дитя Павла Заруцкого.

Чудесное дитя Павла Заруцкого.


На фризе были изображены подснежники.

На фризе были изображены подснежники.

Московская соборная мечеть


Мечеть, построенная ещё в 1904 году по проекту Николая Жукова, пережила две революции и две мировые войны, борьбу с религиями и девяностые. Сейчас на месте уникального исторического здания стоит новая мечеть, которая называется точно так же, но её построили уже после 2011 года — именно в том году настоящая Московская мечеть была снесена.

Сейчас мало кто помнит, но в Москве была большая татарская диаспора, и многие дворники были татарами (и не только дворники, конечно!). Кроме того, в местных гимназиях учились иноверцы — дети офицеров из мусульманских краёв Российской империи, строили карьеру чиновники из мусульманских народов. Для них и поставили легендарную мечеть.

Мечеть до сноса.

Мечеть до сноса.


Мечеть на Рамадан, пятидесятые годы двадцатого века.

Мечеть на Рамадан, пятидесятые годы двадцатого века.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







5295
19.06.2019 14:50
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • Serguei Portougalov 20.06.2019 10:08    

    Два фактора, решающих в уничтожении исторической Москвы. Страсть к наживе и крайне низкий уровень общей культуры властной городской верхушки. Чистенько и красиво, ну и с хорошей прибылью. Вот и вся их архитектурная программа. А ко всему все они не москвичи, и никакого пиетата к прошлому






Смотрите также