История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Москва — прекрасный город. Кто бывал в нем, навсегда запомнит удивительную красоту этого мегаполиса. Кажется, все достопримечательности на своих местах, и изменить хоть что-то просто невозможно. Однако в советское время существовали архитектурные проекты, которые были весьма интересными, хотя порой и странными. Если бы они не остались на бумаге, а были воплощены в жизнь, столица России была бы еще величественнее и демонстрировала бы мощь советской архитектуры.


Пантеон, где должны были храниться тела великих людей

Проект Пантеона, огромной усыпальницы для тел великих людей от архитектора Николая Колли. /Фото: s16.stc.all.kpcdn.net

Проект Пантеона, огромной усыпальницы для тел великих людей от архитектора Николая Колли. /Фото: s16.stc.all.kpcdn.net


Когда ушел из жизни Иосиф Сталин, возникла идея создания огромной мемориальной усыпальницы для хранения тел великих людей. Она должна была быть расположена вплотную к Красной площади. Самым интересным оказался проект архитектор Колли. Площадь сооружения по плану составляла 500.000 м². Архитектором было предложено возвести издание, имеющие монументальные колонны и огромную женскую фигуру наверху. На фасаде предполагалась надпись: "Вечная слава великим людям Советского Союза ". Также в проекте имелись барельефы, мозаика, монументальная живопись. 

Пантеон мог быть возведен только при условии, что некоторые исторические здания столицы будут снесены. Первыми «претендентами» на нахождение в такой усыпальнице были Сталин и Ленин. Проект был заморожен, а что стало причинами сегодня неизвестно: то ли нежелание сносить здание, то ли какие-то другие мотивы.

Огромный Центральный дом «Аэрофлота» аэродинамической формы

Проект Центрального дома «Аэрофлота» архитектора Чечулина был впечатляющим. /Фото: s0.rbk.ru

Проект Центрального дома «Аэрофлота» архитектора Чечулина был впечатляющим. /Фото: s0.rbk.ru


Еще один интересный проект был создан архитектором Дмитрием Чечулиным. На его разработку ушло всего 60 дней. Это было здание Управления «Аэрофлота. Огромное сооружение планировалось возвести на площади у Белорусского вокзала.  Целью было увековеченье подвигов летчиков СССР и демонстрация мощной авиации страны советов. В здании должны были располагаться не только служба «Аэрофлота», но и Сберкасса, конференц-зал, почта и многие другие организации. Интересна была и форма дома — обтекаемая, аэродинамическая. Увенчать здание планировалось скульптурной группой, состоящей из фигур нескольких человек, один из которых держал огромные крылья.

Перед домом планировалось установить монументальную триумфальную арку, украшенную фигурами героических летчиков, их изготовление хотели поручить скульптору Ивану Шадру.  После обнародования проект подвергся критике. Его реализация не была утверждена. Но некоторые идеи Чечулина получили воплощение в жизни — они были использованы для Дома правительства, располагающегося на Краснопресненской набережной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Чем отличаются советские хрущевки, сталинки и брежневки, и Причем тут популярная рок-группа «Мумий Тролль».

Здание Наркомтяжпрома в виде кольца и с видом на Мавзолей

Через проемы фасада здания Наркомтяжпрома должна была быть видна Красная площадь. /Фото: avatars.dzeninfra.ru

Через проемы фасада здания Наркомтяжпрома должна была быть видна Красная площадь. /Фото: avatars.dzeninfra.ru


Наркомтяжпром — это Народный комиссариат тяжелой промышленности.  Им в 1934 году был объявлен конкурс на проект здания для расположения этого ведомства. Среди многих работ самым лучшим был признан проект архитектора Фомина, который считается основателем такого направления, как советский монументальный классицизм. В проекте Фомин предложил здание, которое замкнуто в кольцо и имеет прямой торцевой корпус, четыре красивые башни, объединенные проходами. Каждая башня имела высоту 24 этажа, тогда как само здание — 13 этажей.

Архитектор считал, что основную изюминку проекту продает такая особенность:  через проемы  основного фасада просматривается Мавзолей. Здание ведомства должно было стоять там, где располагается современный ГУМ, то есть рядом с Красной площадью. Когда ушел из жизни Серго Орджоникидзе, а ведомство было расформировано, идея возведения центра Наркомтяжпрома  была  забыта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Вкусности, которые современные дети уже вряд ли попробуют, а советские хорошо знали.

Дворец Советов высотой 400 метров, на месте которого сделали бассейн

На месте предполагаемого Дворца Советов был сделан открытый бассейн.

На месте предполагаемого Дворца Советов был сделан открытый бассейн.


Проект дворца Советов был представлен Борисом Иофаном. По его задумке он представлял собой огромную конструкцию, которая состояла из здания башнеобразной формы. Для украшения снаружи предусматривались оригинальные фрески и скульптуры, а на вершине хотели установить большую фигуру Ленина, высотой не менее 100 метров. Дворец должен был иметь внушительную высоту — вместе с фигурой Ильича более 400 метров. Тогда дворец Советов стал бы выше, чем известный небоскреб Empire Steel Building.

По задумке архитектора такое величественное здание должно было стать символом победоносного шествия социализма. Внутри планировалось наладить систему климат-контроля, пустить лифты, а снаружи сооружение освещать мощнейшими прожекторами. Дворец должен был предназначаться для проведения сессий Верховного Совета и иных важнейших мероприятий. Месторасположение здания было выбрано очень удачно, но к сожалению оно было уже занято — там стоял Храм Христа Спасителя. К сожалению, это архитектурное сооружение было безжалостно уничтожено. После взрыва и разбора руин строителям удалось создать фундамент будущего дворца.

На этом дело остановилось, поскольку случилось ужасное событие — началась война с Германией. Конструкции их стали, которые были  подготовленные для возведения нового дворца, пошли на оборону столицы. Когда война закончилась, возвращения к проекту не произошло.  Лишь в 1960 году внушительный фундамент был использован для открытия знаменитого ныне бассейна «Москва».

Архивные черно-белые фотографии старой Москвы вызывают ностальгию и ощущение чего-то теплого, родного даже у тех, кто не родился и не вырос в столице. А Алексей Микулин - художник лепит из пластилина реалистичные исторические панорамы старой Москвы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








6174
12.11.2023 18:59
В закладки
Версия для печати




Смотрите также