Множество известных полотен изображают вполне понятные события. Но есть и такие, в которых за, казалось бы, невинным обличием читаются скрытые и даже трагичные сюжеты. В XIX веке заключалось множество браков исключительно из материальной выгоды, что породило проблемное положение девушек-бесприданниц. Часто им приходилось невольно выходить за состоятельных, но старых и дряхлых претендентов. Мотивы перекочевали из литературы в живопись. Одна из таких работ – картина «Неравный брак» Василия Пукирева, привлекающая внимание спрятанной в красках тайной.
Неравные браки в истории
Один персонаж был заменен.
В литературе 19 века неравные браки освещали Пушкин в "Дубровском", Островский в "Грозе" и "Бедной невесте", Некрасов в “Свадьбе” и “К гадающей невесте”. Считается, что первым эту скользкую тему рискнул поднять в живописи Василий Пу́кирев. Все знали, что большая часть браков заключались отнюдь не по любви. Множество юных и невинных красавиц попадали во власть крайне неприятных им мужей, и вынуждены были тихо увядать рядом с нелюбимым. Браки с огромной разницей в возрасте особенно часто заключались среди военных, купцов и чиновников. Большую часть жизни они сначала посвящали карьере и капиталу, после чего шли на создание семьи уже в весьма солидном возрасте. Разумеется, статусный мужчина желал видеть рядом с собой не стареющую жену средних лет, а свежую красавицу. Вот лишённые выбора невесты и оказывались с одобрения родителей или опекунов в незавидном положении.
В 1861-м Священный синод попробовал отстоять права девушек на выданье и выпустил указ, осуждавший браки с огромной разницей в возрасте. А в следующем году Пукирев написал свою скандальную картину. Как говорил позже Илья Репин, Пукирев испортил настроение целому ряду старых генералов. Картина наделала много шуму, и некоторые солидные женихи даже стали отказываться от привычных браков с молодыми. Работа получилась шедевральная, но принесла автору проблемы. На полотне известного художника изображена миловидная, но печальная невеста. Она обречённо подает руку священнику, который готов начать обряд обручения. При этом по всему угадывается, как тяжело ей даются последние секунды свободы.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Почему разгорелись споры вокруг иконы Рублева «Троица» и удастся ли сохранить этот шедевр вне музейных стен.
Загадочные детали картины
Старуха-«призрак». /Фото: sun1-93.userapi.com
С основой картины всё ясно. Юная невеста, обреченная на жизнь с дряхлым стариком с орденом на груди и льстиво склонившийся священник, благословляющий брак по расчету. Вопросы вызывает задний план. На полотне изображена злая старуха с украшением на голове, подобным венчальному. Искусствоведы выдвигали версию, что это бывшая супруга жениха, то ли отвергнутая, то ли из иного мира. Но ближе к истине второй вариант, иначе странно видеть ее среди гостей. Выходит, что это призрак. Да и манера изображения женщины в тусклых полупрозрачных тонах соответствует образу. За невестой находится человек со странным взглядом, то ли сочувствующим, то ли просто недобрым. Есть версия, что он списан с сокурсника художника Петра Шмелькова. А рядом с ним скрестивший руки молодой мужчина, сверлящий взглядом жениха. В нём критики узнавали самого художника.
Возможно, история эта автобиографическая. Автор написал картину и спешно выехал за границу. Существует рисунок Владимира Сухова карандашом, сделанный в 1907 году. Третьяковка выкупила работу в 2002-м. Там подпись: Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне. Вероятно, юный Пукирев влюбился в некую Прасковью, но не получил позволения на ней жениться. Близкие выбрали для девушки выгодного жениха – старого, но богатого купца Варенцова. Пережив мужа, она провела остаток жизни в богадельне.
Помимо оригинальной картины «Неравный брак» в галерее имеется эскиз работы. Там за невестиной спиной стоит иной человек со скрещенными руками. Так что вряд ли картина задумывалась автобиографической. В этой версии замешан друг художника - Сергей Варенцов, без остатка влюбившийся в Софью Рыбникову. Оба представляли купеческое сословие, но девушка вышла за другого – пожилого богача Андрея Карзинкина. Сергей же выступал на свадьбе шафером, так как семьи Варенцовых и Карзинкиных близко дружили. Вполне может быть, что именно эта история вдохновила художника на написание картины. Но к тому моменту, как работа была готова, страсти улеглись, и Сергей женился на другой. И тогда Пукирев убрал с полотна друга, поместив вместо него себя. Ведь и сам он пережил подобную драму.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Какие символы скрыты в известных картинах о войне Сальвадора Дали, Василия Верещагина и других известных художников.
Причины критики и судьба дьяволу
Прасковья Варенцова. /Фото: img-fotki.yandex.ru
Бывает так, что талантливый творец порождает всего одну работу, оставляя при этом о себе память на века. Так случилось и с Пукиревым, вложившим в «Неравный брак» массу чувств и переживаний и подарившим русской живописи настоящий шедевр. Картина ценна не только тем, что вскрыла личные трагедии, но и тем, что ярко отразила исторические перипетии эпохи. Автор осмелился выставить напоказ то, о чем молчало общество. Современные эксперты приняли работу грандиозно. Правда раскритиковали художника за запрещённые приёмы: изображение героев в полный рост. В то время так изображали только античных персонажей. А Пукирёв решился на подобный шаг не зря, привлекая внимание к масштабам проблемы.
Тема женского бесправия беспокоила, как уже говорилось, множество известных писателей. Но в данном контексте пострадал именно художник. Необычайно талантливо рассказав печальную историю, он будто продал свою собственную судьбу дьяволу. Все последующие картины Пукирева никак не находили почитателя и покупателя. Да и с личной жизнью не складывалось – любимую и желанную спутницу жизни он так никогда и не встретил. Разочаровавшись во всем, забросил работу и начал находить утешение в алкоголе. Постепенно художник спился. Имя мастера, известного на всю Россию, померкло. Он существовал на средства, которые выделяли ему близкие друзья. Умер совсем неприметно, проведя последние годы жизни в запоях и забвении.
На сегодняшний день Чжан Дацянь не только лидер китайских аукционов, а и один из самых котируемых художников мира. И нужно отметить, что ему на смену идут достойные мастера своего дела в качестве молодых художников китайской живописи - Xie Chuyu,Tian Haibo.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: