Сальвадор Дали и Гала у полотна “Мадонна Порт-Льигата.”
Сюрреализм Дали был неотъемлемой частью его бытия, и не видя ни в чем границ, он писал и любовь, и сексуальную революцию, и людей, и животных, иногда сливая их в гротескной манере в одно целое. А Вторая Мировая война внесла новые коррективы в мировоззрение Сальвадора Дали. Он обратился к религии, став в истовым католиком. Великий сюрреалист начинает писать полотна на религиозные сюжеты, иллюстрировать Священное писание.
«Мадонна со святыми и герцогом Урбинским» (1472—1474). Милан. Автор: Пьеро делла Франческа .
Понимая, что убедить весь мир в своей религиозности будет сложно, Дали пытается создать высокодуховное произведение, полагаясь в своем сюжете на творения художников эпохи Возрождения. Да и сами краски, используемые для написания холста, были приготовлены по традиционным рецептам XV века. Прообразом своей композиции Дали взял сюжет картины художника той эпохи Пьеро делла Франческа «Мадонна со святыми и герцогом Урбинским».
“Мадонна Порт-Льигата” (1949)- первая версия
“Мадонна Порт-Льигата”. (1949). Автор: Сальвадор Дали.
“Мадонна Порт-Льигата” - одна из самых скандальных картин Сальвадора Дали, где художник фантастически причудливым образом синтезировал мистицизм и христианские мотивы в единое целое. Своей работой Дали видимо хотел убедить почитателей своего таланта и критиков в своем искреннем возвращении к вере. Что совсем не убедило последних, которые и придумали название новому стилю художника - "ядерный мистицизм", то есть - далек от веры.
Но тут произошло нечто неожиданное: римский папа Пий XII в 1949 году благословил это полотно, и в знак уважения Дали преподнес ему в дар свое творение. По-видимому, этот шаг был связан с кризисом церковной власти в послевоенное время, и для того чтобы показать, что католицизм - открытая и прогрессивная религия.
Папу римского не ввел в смущение даже тот факт, что облик Богоматери был написан с Галы Дали, вся жизнь которой состояла из множества скандальных историй и мистификаций.
“Мадонна Порт-Льигата”. Фрагмент. Автор: Сальвадор Дали.
Эту работу, наполненную традиционными христианскими символами и аллегориями можно "прочесть" с помощью фрейдистского ключа.
Мадонна на полотне, имеющая портретное сходство с Галой, символизирует слияние образов матери и жены художника в единое целое. Таким образом Дали как будто воскрешает свою мать, умершую от рака в 47 лет, через образ Галы. Расколотое чело - незавершенный процесс перехода Дали к новому психологическому состоянию. А руки символизируют оберегающий жест.
“Мадонна Порт-Льигата”. Фрагмент. Автор: Сальвадор Дали.
Младенец Христос - это сам Дали, не устававший подчеркивать свою «божественность» на протяжении всей жизни. Он изображен как бы в утробе Мадонны, что является проявлением единства матери и дитя."Окна" в телах которых, символизируют перевоплощение в иную реальность, где мать и сына связывают новые узы.
“Мадонна Порт-Льигата”. Фрагмент. Автор: Сальвадор Дали.
Раковина и яйцо представляют собой явную аллюзию на традиционные в христианской иконографии образы Бога Отца и Святого Духа. На полотне изображено еще множество предметов, которые являются символами любви, верности, жизненной силы, женского начала, свершающихся перемен.
“Мадонна Порт-Льигата”. Фрагмент. Автор: Сальвадор Дали.
В целом же Мадонна на картине предстает зрителю разъятой и порочной, она отождествляется и с идеалом в духе искусства Возрождения, и с роковой и свободной женщиной 20 века.
Существуют обоснованные предположения, что у Дали были сексуальные расстройства, поэтому он не мог иметь детей. И предпочитая умалчивать о своих проблемах, любовные интриги Галы он использовал как часть своего имиджа. Такой вот "ядерный мистицизм" и вера, и боль Сальвадора Дали.
“Мадонна Порт-Льигата” (1950) - вторая версия.
“Мадонна Порт-Льигата”. (1950). (Вторая версия). Автор: Сальвадор Дали.
Порт-Льигат
Наименование полотна соответствует определенной географической местности, вполне узнаваемой. Порт-Льигат - крошечное селение на побережье Коста-Брава, где супруги Дали в далеком 1929 году снимали рыбацкую хижину на побережье.
Порт-Льигат. Сальвадор и Гала Дали.
Со временем они смогли выкупить это жилище и превратить в семейное гнездышко, наполненное множеством "далианских" атрибутов: "бассейном фаллической формы, чучелом медведя, служившим лампой, яйцами на коньках крыши" и прочими сюрреалистическими штучками.
Порт-Льигат. Испания.
Порт-Льигат
На сегодняшний день здесь расположен дом-музей Дали, который является местом паломничества “далифилов”.
Мадонны Сальвадора Дали, написанные в разные годы
Справедливости ради нужно заметить, что Сальвадор Дали к образу Богоматери обращался и в дальнейшем. Но божественный образ уже носил другой характер и новые идеи.
Взрывающаяся Мадонна. (1951). Автор: Сальвадор Дали.
Мадонна в частицах. (1952). Автор: Сальвадор Дали.
Микрофизическая Мадонна. (1954). Автор: Сальвадор Дали.
Максимальная скорость Мадонны Рафаэля. (1954). Автор: Сальвадор Дали.
Гвадалупская Дева. (1959). Автор: Сальвадор Дали.
Мадонна с мистической розой. (1963). Автор: Сальвадор Дали.
Иллюстрации Сальвадора Дали для Священного писания
А вот еще один малоизвестный факт из творчества великого сюрреалиста, который на протяжении всего творческого пути демонстрировал неиссякаемую фантазию во всех ипостасях.
Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.
В 1967 году, в Италии была впервые растиражирована уникальная версия Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали в стиле абстрактного экспрессионизма. Она издавалась с благословения Папы Римского, который одним из первых получил в подарок это необыкновенное издание Священного писания в переплете из белой кожи и золота.
Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.
Этот художественный проект предполагал детальное и углубленное изучение текста Библии, "духовное проникновение не только в сюжетную линию, но и скрытый смысл и истину слов Великой Книги". И художник пропустил библейские сюжеты через свое сознание, со свойственной ему экспрессивностью и выразительностью.
Библия. Автор иллюстраций: Сальвадор Дали.
Сальвадор Дали был уникальным художником. Его жизнь и творчество были эксцентричны до такой степени, что сделали его в истории искусства в большей степени мифологическим персонажем, нежели реальной фигурой.
А его любимая Гала(Елена Дьяконова) - русская муза Сальвадора Дали была для него музой и проклятием, менеджером и тираном, женой и дикой страстью всей жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: