В маховик сталинских репрессий попадали тысячи людей, а в числе жертв были и несовершеннолетние, которые отбывали наказание наравне со взрослыми. Они были ещё подростками, однако полностью отдавали себе отчёт в своих действиях, пытались изменить мир к лучшему. Одни пытались добиться справедливости, других арестовывали по чьим-то доносам. Многие только в тюремной камере осознавали, что система не прощает даже мыслей о реформах в самой свободной стране.
Юрий Чирков, 15 лет
Юрий Чирков. / Фото: www.kommersant.ru
Москвич Юрий Чирков, учащийся седьмого класса, был арестован по необоснованному доносу в 1935 году. Школьника похитили прямо из дома, когда мальчик пришёл с уроков. Родители Юры даже не знали о случившемся, поэтому всю ночь обзванивали морги и больницы в попытках найти сына. Его же в это время допрашивали на Лубянке. Никаких доказательств вины подростка у следователя не было, однако Юрия Чиркова обвиняли в том, что он пытался взорвать несколько мостов, а ещё готовил покушение на представителей правящей партийной элиты, в том числе на Сталина.
Соловецкий лагерь. / Фото: www.historytime.ru
Ему дали три года, сначала сидел в Бутырской тюрьме, затем отбывал наказание на Соловках. После истечения срока наказания юношу не освободили, добавили ещё пять лет за непокорность. Пять лет молодой человек отбывал уже в Ухтижмлаге. В 1951 году его ещё раз арестовали, а в 1955 Юрий Чирков добился полной реабилитации по всем статьям.
Александр Поляков, 14 лет
Александр Поляков в 1952 году (в это время он уже носил фамилию отчима Воронель). / Фото: www.nemaloknig.com
Челябинские школьники искренне верили в идеалы коммунизма, однако считали партийную верхушку вредителями, с которыми и решили начать борьбу. Особенно их мнение в собственной правоте укрепилось после прочтения трудов Ленина, изданных ещё до того, как из сочинений были вычищены все пояснительные комментарии вождя. Подростки вручную рисовали листовки и расклеивали их на магазинах. Школьники даже планировали самостоятельно собрать печатный станок, однако не успели: весной 1946 года их арестовали после доноса.
Александр Воронель в 20 лет. / Фото: www.informprostranstvo.ru
Через месяц состоялся суд, Александра Полякова и Геню Гершовича осудили на три года детских ИТЛ, несколько человек были освобождены, как не достигшие 14-летнего возраста. К счастью, в ноябре того же года подростков освободили по ходатайству отчима Полякова. Александр Поляков эмигрировал в 1975 году в Израиль.
Гелий Павлов, 12 лет
Гелий Павлов. / Фото: www.lex-divina.livejournal.com
Саратовского шестиклассника вместе с четырьмя его ровесниками арестовали в 1943 году. Он оказался организатором и руководителем антисоветской молодёжной организации «Общество юных революционеров». Школьника и его товарищей обвинили в распространении антисоветских листовок, призывам к вооруженному свержению советской власти. Гелий Павлов также обвинялся в распространении 17 листовок и разработке устава, специального шифра и программы действий антисоветской организации. Школьники получили по четыре года, а Гелий Павлов был приговорён к шести годам ИТЛ. В 1957 году был полностью реабилитирован.
Ирина Пиотровская, 16 лет
Ирина Пиотровская. / Фото: www.kommersant.ru
Саратовские старшеклассники организовали математический кружок, который со временем стал общественно-политическим. Один из школьников поделился с отцом своими впечатлениями от занятий в кружке, но родитель служил в НКВД и тут же заставил сына записать свой рассказ, фактически, превратив его в донос. Начались аресты. Ирину задержали по дороге в магазин после того, как стало извести о том, что школьница вслух прочитала на одном из занятий стихотворение Сергея Есенина «Возвращение на родину».
Ирине, можно сказать, повезло: ей дали всего пять лет, в отличие от одноклассников, осуждённых на 10. После того, как она уже отбыла наказание, её продержали в лагере ещё больше года, а через 12 месяцев после освобождения арестовали повторно, и «тройка» НКВД приговорила девушку ещё к восьми годам лагерей без предъявления новых обвинений. В 1956, через год после освобождения, Пиотровская была полностью реабилитирована.
Израиль Зекцер, 16 лет
Израиль Зекцер. / Фото: www.kniga.pmem.ru
Юноша никогда не был врагом советской власти, напротив, был активным комсомольцем и очень хотел изменить мир к лучшему путём устранения блата и построения настоящего социализма. Четверо старшеклассников пермской школы создали «Новую коммунистическую партию обновления». Не прошло и двух месяцев, как двое школьников написали донос на своих товарищей. Израиля Зекцера приговорили в трём годам ИТЛ, а после освобождения отправили в бессрочную ссылку в Красноярский край. Был амнистирован после смерти Сталина, в 1990 году реабилитирован.
Ольгерд Волынский, 13 лет
Одно из зданий бывшего НКВД в Ульяновске. / Фото: www.gulagmuseum.org
Ольгерд Волынский был сыном польских коммунистов, арестованных в 1937 году. Подросток воспитывался в детском доме в Ульяновске. Мальчик не мог простить советской власти ареста родителей и стал писать и расклеивать листовки, написанные на обычных листах из школьной тетради. На листовках корявым детским почерком было написано: «Долой Сталина! Да здравствует Ворошилов!» У школьника не было даже клея, вместо него он использовал пережёванный хлеб. Несколько месяцев мальчишка клеил свои тетрадные листы по городу, а потом занялся учёбой и забыл о своей одиночной борьбе с властью.
Но сотрудники НКВД планомерно обходили все ульяновские школы в поисках юного антисоветчика. В конце лета 1943 года Ольгерда Волынского арестовали. Его пытались обвинить в подготовке покушения на одного из советских лидеров, но он не признался ни в чём, кроме листовок. В результате его осудили за агитацию и дали пять лет ИТЛ. После освобождения юноша отбывал ссылку в Новосибирске, а в 1958 году смог выехать на свою историческую родину в Польшу.
Пётр Якир, 14 лет
Пётр Якир. / Фото: www.surfingbird.ru
Пётр Якир был сослан в Астрахань вместе с матерью как сын изменника родины. Он успел проучиться в новой школе три дня, а затем его арестовали, предъявив обвинение в анархии уже по новому месту учёбы. Позже к обвинениям добавилась организация анархической банды совместно с двоюродным братом. Им обоим в результате присудили по пять лет лагерей. Пётр Якир пытался бежать, но его поймали через три дня и перевели в колонию со строгим режимом. С 1942 по 1945 год служил на фронте в разведке, а после снова был арестован. Освободили его в 1953, а через два года полностью реабилитировали.
В начале февраля 1952 года в течение недели в Москве шёл судебный процесс. Обвинялись школьники, которые организовали альтернативный литературный кружок. Правда, за полгода существования коллектива его цели изменились. Последние месяцы деятельности школьники и студенты первых курсов находились под бдительным наблюдением «наружки». Из 16 человек троих приговорили к расстрелу, ещё троих – к 10 годам лагерей. Остальным десяти дали по 25 лет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: