Летом 1941 года, сразу после начала войны, жители Керчи стали готовиться к приходу гитлеровцев - полуостров был важным стратегическим объектом. Для размещения продовольствия и боеприпасов как нельзя лучше подходили Старокарантинские каменоломни, на которых работали когда-то дед и отец Володи Дубинина, пионера-героя, навсегда оставшегося четырнадцатилетним.
Партизан и сын партизана
В каменоломнях Старого Карантина
Месторождение известняка в селе Старый Карантин, или Камыш бурун, разрабатывалось еще с древности, а при царской власти добыча камня велась там с 1860 года. Еще в гражданскую войну керченские каменоломни укрывали партизан-красноармейцев, и среди них были Никифор Дубинин и его двоюродный брат Иван Гриценко. Пройдет меньше четверти века, и героями-защитниками керченских каменоломен станут уже их дети.
Памятная табличка в Старокарантинских каменоломнях
Володя Дубинин родился 29 августа 1927 года. С самого раннего детства он слушал отцовские рассказы о военном прошлом, рос умным мальчишкой, любил читать и фотографировать, увлекался авиамоделированием. С началом Великой Отечественной войны отца призвали на фронт, а мать, Евдокия Тимофеевна, с детьми переехала из Керчи в село Старый Карантин, к своим родственникам.
Володя Дубинин
Вскоре после начала войны в Керчи были созданы два партизанских отряда – Старокарантинский и Аджимушкайский, которые занимались укрытием в каменоломнях запасов продовольствия и вооружения на случай оккупации гитлеровскими войсками. К осени большую часть Керченского полуострова контролировали немцы, и каменоломни оказались во вражеском тылу.
Один из входов в каменоломни в наше время
Володя, которому к тому времени исполнилось четырнадцать, стал просить командира старокарантинского партизанского отряда взять его к себе – и тот согласился. Мальчик оказался весьма полезен – невысокий, ловкий, подвижный и сообразительный, к тому же прекрасно ориентировавшийся в переходах каменоломен, он стал любимым «сыном полка», насчитывавшего чуть менее сотни партизан.
Штурм каменоломен и осада
13 ноября 1941 года старокарантинским отрядом была проведена первая боевая операция. Партизаны атаковали находящийся неподалеку от каменоломен штаб немецких войск. Сведения о его местонахождении принес Володя Дубинин. Гитлеровцев забросали гранатами, уничтожив часть вражеского подразделения. Во время атаки геройски погиб командир отряда Александр Зябрев. Партизаны снова укрылись в подземных коридорах.
Документальное фото: обстрел фашистскими войсками керченских каменоломен
В последующие дни немцы атаковали входы в каменоломни, а 20 и 21 ноября бои велись уже внутри. Но попытки врага уничтожить партизан и захватить боеприпасы оказались безуспешными, в том числе и благодаря таланту разведчика Володи Дубинина. О том, что гитлеровцы планируют затопить каменоломни, пионер узнал буквально за несколько часов до операции – этого хватило, чтобы старокарантинские партизаны успели соорудить систему плотин и избежать гибели. Попытки травить защитников каменоломен удушающим газом тоже не дали результатов. Тогда немцы залили бетоном все известные им выходы, заминировали территорию вокруг каменоломни и обнесли колючей проволокой. Советские бойцы оказались фактически замурованы в своем убежище.
Выйти наружу теперь мог лишь Володя – доступен был лишь очень узкий лаз. Мальчик продолжал выполнять задания своего командира и добывать важные для отряда сведения – в этом ему помогали друзья Толя Ковалев и Ваня Гриценко.
Надпись-предупреждение о минах на стенах Старого Карантина
Территория Керченского полуострова была освобождена в ходе Керченско-Феодосийской операции, продолжавшейся несколько дней – с 28 декабря 1941 года по 2 января 1942. Партизаны узнали о том, что осада снята, благодаря все тому же Володе Дубинину – выбравшись из каменоломен наружу, чтобы выполнить свое очередное задание, он был встречен советскими десантниками.
Дальше работу вели саперы – требовалось обезвредить мины, оставленные фашистами вокруг укреплений. Мальчик и тут вызвался помогать – он как никто знал каменоломни. Но 4 января раздался взрыв – несколько саперов погибли во время разминирования, а с ними – и Володя Дубинин.
Память
Братская могила, где похоронены партизаны Старокарантинского отряда
Мальчик был похоронен вместе с другими погибшими партизанами в братской могиле в нескольких километрах от каменоломни. Пионер-герой, как и другие старокарантинские партизаны, был награжден Орденом Красного Знамени.
Каменоломни еще стали в течение войны ареной боевых действий – в 1943 - 1944 годах. Линия фронта проходила через Керчь четырежды за время войны.
Бюст Володи Дубинина, установленный около школы в Керчи, в которой он учился
Имя Володи Дубинина было знакомо в Советском Союзе едва ли не каждому – в честь него называли улицы и населенные пункты, ему посвящали литературные и музыкальные произведения. Лев Кассиль написал роман «Улица младшего сына» - в память о пионере-партизане.
В настоящее время Старокарантинские каменоломни официально закрыты для посещения и становятся объектом изучения лишь энтузиастов-спелеологов, которые открывают в бесконечных тоннелях и переходах каменоломен подчас жуткие свидетельства давних событий.
Находки времен Великой Отечественной войны, сделанные спелеологами
Неподалеку от Старокарантинских каменоломен расположены Аджимушкайские, где частично воспроизведена обстановка военного времени
Аджимушкайские каменоломни фигурировали в пьесе Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов», по которой был снят фильм «Сошедшие с небес» с Александром Абдуловым и Верой Глаголевой.
Из кинофильма «Сошедшие с небес»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: