Владимир Серов. Ходоки у Ленина, 1950. Фрагмент | Фото: petroart.ru
Художник Владимир Александрович Серов, со дня рождения которого 21 июля исполняется 112 лет, был одним из самых известных представителей соцреализма в живописи и создателем знаменитой Ленинианы. Его приверженность официальной государственной идеологии сегодня вызывает вопросы: был ли он просто пропагандистом от живописи или действительно талантливым художником, выполнял госзаказ или следовал своим искренним убеждениям?
Владимир Серов. Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов, 1955 | Фото: petroart.ru
В апреле 1932 г. случилось событие, ознаменовавшее начало печального периода в истории отечественного искусства: постановлением ЦК ВКП(б) все художественные группировки были распущены, а их представители собраны в единый союз советских художников. А на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. единым художественным методом был провозглашен соцреализм: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».
Владимир Серов. Слева – В Смольном. Справа – Вести из деревни, 1959| Фото: petroart.ru и narod.ru
Для многих художников это стало финалом их творческой жизни, поскольку искусство заканчивалось там, где начиналось выполнение госзаказа. И все же некоторые живописцы смогли успешно реализовать свой творческий потенциал в условиях новой социально-исторической реальности. Одним из самых известных представителей соцреализма в живописи стал Владимир Серов, посвятивший почти все свои работы историко-революционной тематике.
Владимир Серов. Штурм Зимнего дворца | Фото: liveinternet.ru
Партийность, народность, реализм – эти три постулата соцреализма стали и главными принципами творчества Владимира Серова. Они реализовались уже в одной из первых его работ – «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году», написанной к 20-летию советской власти. За ней последовала серия картин, изображающих «вождя мирового пролетариата» в разные моменты его государственной деятельности. Эта Лениниана вошла во все советские учебники и до тошноты хорошо знакома каждому школьнику, учившемуся во времена СССР.
Владимир Серов. Слева – Декрет о земле. Справа – Декрет о Мире, 1957 | Фото: petroart.ru
Главный вопрос, который возникает сегодня в связи с творчеством Владимира Серова: имеют ли его работы эстетическую ценность или же они ограничиваются идеологической составляющей? Сам художник так говорил о своем творческом кредо: «Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, было во всем этом то, что меня постоянно волновало, – это наш народ в больших событиях, в борьбе». Серов пытался раскрыть роль народа как движущей силы истории, и в этом его можно считать последователем художников-передвижников.
Владимир Серов. В. И. Ленин провозглашает Советскую власть. Слева – вариант 1947 г., справа – 1962 г. После развенчания культа личности фигуры Сталина, Дзержинского и Свердлова были заменены фигурами рабочих | Фото: petroart.ru и liveinternet.ru
Во время Великой Отечественной войны он работал в блокадном Ленинграде, занимался маскировкой объектов, вел военно-политическую агитацию против фашистов, создавал плакаты и листовки. Нельзя не сказать и о том, что позже, будучи президентом Академии художеств в течение 7 лет, Серов цензурировал и жестко критиковал художников-шестидесятников, чьи сюжеты не соответствовали официальной государственной идеологии.
Владимир Серов. Верные долгу и чести, 1941 | Фото: liveinternet.ru
Владимир Серов. Слева – Ждут сигнала (Перед штурмом), 1957. Справа – Зимний взят, 1954 | Фото: narod.ru и petroart.ru
Мало известен тот факт, что Владимир Серов работал в жанре пейзажа и портрета, выполнил прекрасные иллюстрации к литературным произведениям («Слово о полку Игореве», «Война и мир» Л. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо?» Н. Некрасова). Именно эти работы сегодня оцениваются достаточно высоко и позволяют говорить о Владимире Серове как о художнике бесспорно одаренном и высокотехничном.
Владимир Серов. Осенний пейзаж, 1930-е гг. | Фото: gs-art.com
В 1990-х гг. соцреализм был отвергнут как метод, не имеющий эстетической ценности. Однако в наши дни интерес к нему возвращается, можно даже говорить о возникновении моды на артефакты советского искусства. Картины, десятилетиями обреченные на полное забвение, сейчас активно выставляются на торги. Так, например, «Осенний пейзаж» Владимира Серова Аукционным домом «Золотое сечение» оценивается в 25 тысяч долларов. Популярны работы советских художников и на Западе: соцреализм покоряет Лондон и едет в Москву
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: