Знаменитая картина «Руки молящегося» Альбрехта Дюрера, написанная для алтаря, дошла до нас в виде подготовительного рисунка на сине-серой бумаге. Популярность этого изображения впечатляет своим религиозным подтекстом и художественной красотой. Рисунок был предметом множества споров и спекуляций о намерениях художника и герое, руки которого описал Дюрер.
О Дюрере
Альбрехт Дюрер (1471-1528) был первым рисовальщиком немецкого искусства эпохи Возрождения. Завершив турне по Северной Европе и вернувшись в свой родной Нюрнберг, он дважды отправлялся в Италию. В этой "колыбели Возрождения" Дюрер изучал перспективу, геометрические пропорции и человеческую анатомию. Опыт Дюрера в Италии оказал глубокое влияние на его искусство. Он смог синтезировать немецкий и итальянский живописные стили и представил в Германии концепции итальянского Возрождения. Как признали искусствоведы, именно Дюрер положил начало Северному Ренессансу. Знаменитым шедевром, созданным вследствие вдохновенных путешествий, был рисунок «Руки молящегося».Инфографика: о художнике
Предыстория создания рисунка
«Руки молящегося» были частью картины, на создание которой у Дюрера ушло больше года. Как было указано выше, это был этюд для будущего триптиха-алтаря, который покровитель Якоб Хеллер заказал у Дюрера для доминиканской церкви во Франкфурте. Позднее панно было приобретено баварским монархом и перевезено в Мюнхен, где впоследствии было уничтожено во время пожара. «Руки молящегося» Дюрера
«Руки молящегося», датированные 1508 годом, стали самым известным рисунком гения Возрождения. Шедевр неоднократно переиздавался в художественных изданиях, а репродукции часто встречаются в частных коллекциях. Эти копии настолько широко распространены в немецких семьях, что некоторые искусствоведы осуждают их как воплощение китча псевдобожия. Рассмотрев некоторые анатомические особенности «Рук молящегося» и определив возможных людей, кому принадлежали эти руки, можно восстановить вероятные замыслы работы."Руки молящегося"
Руки на рисунке Дюрера тонкие, с удлиненными пальцами и ухоженными ногтями, не мозолистые. Мастерски переданы сухожилия, на руках даже заметен возраст героя (есть признаки старости). Невозможно не обратить внимание, что мизинец правой руки слегка согнут на уровне малого сустава. На левой руке большой палец вытянут и изогнут. Левый слегка согнутый безымянный палец свидетельствует о деформации и проблемах с суставами.
Медицинские исследования
Панкадж Шарма, врач, занимающийся клиническими исследованиями, предоставил подробный комментарий о возможных патологиях героя на рисунке Дюрера. Он отмечает, что две ладони полностью не соприкасаются, они не прижимаются друг к другу и не сжимаются вместе. Следовательно, как предполагает доктор Шарма, подобное расположение рук могло быть результатом истощения мышц и нейропатии, связанной с сахарным диабетом. Согнутый мизинец на правой руке, который он определяет как возможный случай контрактуры Дюпюитрена, также может быть признаком сахарного диабета.Изображение рук на рисунках Дюрера
Альтернативный диагноз, предложенный Шармой, - ревматоидный артрит. В этом контексте он обращает внимание на деформированную форму нескольких пальцев и положение большого пальца левой руки.
Так чьи же руки?
Есть несколько возможных версий того, кто мог быть владельцем этих рук.1. Первая версия – это руки брата Дюрера. Вернемся в детство братьев Дюрер. Альбрехт и его брат были очень талантливыми художниками, но они были не столь богатыми, чтобы вместе учиться в школе искусств. Поэтому они решили подбросить монетку и условиться: тот, кто выйдет победителем, поступит в школу искусств, а другой останется и будет работать в шахте своего отца. Альбрехт выиграл жеребьевку, а его младший брат остался и работал на шахтах. Когда Альбрехт окончил школу и вернулся в отчий дом, он сказал брату, что теперь его очередь. Но тот отказался, потому что вследствие работы в шахтах его руки стали немощны. Опечаленный Дюрер решил изобразить измученные руки своего брата и посвятить ему часть будущего алтаря. Правдива ли эта история? Или это лишь красивая легенда? Истина так и остается загадкой.
2. Другие искусствоведы считают, что более вероятно, что Дюрер смоделировал руки по образцу своих собственных. Такие же руки можно увидеть и в некоторых других его работах.
3. Приверженцы третьей версии считают, что Дюрер был вдохновлен работой Андреа Мантеньи. Тот часто изображал мужчин с молящимися руками. Вот, например, его работа «Воскресший Христос между святым Андреем и святым Лонгином», датированная 1472 годом. На правой стороне картины святой Лонгин молится (его руки сложены в соответствующий молитвенный жест, как у немецкого живописца). Как и на рисунке Дюрера, пальцы удлинены, ухожены, большой палец левой руки вытянут, а мизинец правой руки согнут на уровне проксимального сустава. Очень похожие работы.
«Воскресший Христос между святым Андреем и святым Лонгином»
Действительно, «Руки молящегося» Дюрера обладают невероятным духовным измерением, которое затрагивает самую суть человечества и нашу потребность в милосердии. Тщательно детализированные сухожилия и пальцы превращаются в работе Дюрера в готический шпиль, ведущий взгляд зрителя вверх, к Богу. Кроме того, рисунок усиливается белым цветом – это заставляет руки излучать свет и жизнь. В одном наброске - целая история целая история о беспомощность простых смертных и мольбе о пощаде, о милосердии Бога.
В продолжение темы рассказ про тайны символики апокалиптической гравюры Дюрера «Четыре всадника».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: