Кто такие русские дырники и зачем они рушили стены для молитв

В России старообрядцы появились после реализации реформы Церкви при патриархе Никоне. Принципиально не готовые перестраиваться верующие, не согласные с корректировкой привычных религиозных обрядов, предпочли обособиться. Через какое-то время и внутри старообрядческой среды выделились подгруппы, одну из которых представили так называемые дырники. В 19 веке они составляли в средней полосе целые поселки и выделяли себя из общей массы поклонников старых обрядов единственной особенностью. И не жалели ради этого свои дома.
Миром правит антихрист

Патриарх Никон.
В своей реформе 17 века Никон взялся привести привычные церковные обряды в полное соответствие с греческими канонами. Как итог - изменения практически всех традиционных укладов, что далеко не сразу приняли верующие. А некоторые не приняли вовсе. Раскол внутри самой церкви усилился еще и народными волнениями. Народ искренне считал нововведения отступлением от истинной православной веры, и самые смелые стали выделяться в протестные течения. Дырники, или как их еще называли, щельники, стали, пожалуй, самым странным объединением. Все их отличия от остальных старообрядцев заключались в одной будничной детали. Дырники представляли типичное беспоповское направление, отвергали необходимость священников как таковых. Они были убеждены, что со смертью епископа Павла Коломенского (старообрядческий епископ) на земле не появилось ни одного истинного священнослужителя высокого сана.
А посему полагали, что имеют полное право совершать церковные таинства самостоятельно, без участия духовенства. И не просто имеют, а обязаны! Такое убеждение порождала вера в то, что миром правит антихрист, а пребывавшая когда-то на земле благодать вознеслась к небесам. Дырники, а вместе с ними и остальные беспоповцы, обвиняли церковную иерархию в полной утрате святости, а иконы и храмы нового порядка, освященные «еретиками», ложные. Оскверненными дырники называли даже старые иконы, к которым прикасаются последователи реформы. При этом сам чин иконопочитания не отрицали, а просто перестали задействовать святые образы в своих молитвах.
Молитва в дыру

Беспоповцы 19 века.
Главная и, пожалуй, единственная особенность дырников на фоне остальных старообрядцев, - организация молитвы. В виду отсутствия благодати на земле молитву они предпочитали возносить напрямую к небу – туда, где скрылась благодать. И, что интересно, стали молиться как мусульмане, поворачиваясь на восток. Такой незамысловатый ритуал легко было проводить в теплое время года. А вот зимой возникали трудности. Молиться, упираясь взглядом в стену или застекленное окно считалось крайним грехом. И тогда дырники вышли из положения необычным образом.
Чтобы возносить молитву не покидая дома, представители этой секты делали в восточной стене своего дома дыру средних размеров и направляли в нее свои просьбы и благодарности. Отсюда и получили название «дырники». Самой дыре сакрального значения не придавали, считая ее функциональным элементом для молитв в направлении неба. Автор книги «История Русского раскола старообрядчества» Петр Смирнов писал, что дырники изготавливали специальные затычки, которыми закрывали отверстия в стенах после молитв.
Современные дырники и чернокнижники

Дырники Алтая.
Первые упоминания о старообрядцах-дырниках встречались в трудах экспертов по старообрядчеству — вышеназванного Петра Смирнова и Сергея Булгакова. Они уточняли, что течение это всю историю оставалось малочисленным. Несмотря на то, что дырники встречались в разных регионах страны, их ряды не спешили пополнять однодумцы. Исследователи объясняли это странностью обрядов и утопичными требованиями. Ведь дырники отказывались признавать все до единого церковные атрибуты, включая храмы. Агрессивно считали мир безвозвратно оскверненным, а все священные элементы - утратившими свой сакральный смысл.
У вопроса малочисленности есть и другая парадоксальная сторона. Несмотря на то, что представителей течения было очень мало, эта секта сохранилась до сегодня. Современные сторонники неформального течения встречаются, конечно, крайне редко, но все же продолжают традиции предков. Отношение к старообрядцам при разных властителях было разным. В какие-то периоды им строго запрещали любую форму деятельности, со временем власти демонстрировали веротерпимость и даже разрешали строить церкви при условии отсутствия отличительных знаков. Такие неопределенные юридические качели, с одной стороны, не давали староверам последовательно развиваться, но с другой лишь подогревали интерес к запрещенным сообществам.

Старообрядцы Красноярского края.
Конечно, теперь сохранивших себя дырников не преследует ни церковь, ни государство, как это было еще в 19 веке. Но все же их образ жизни и нестандартные религиозные практики не афишируются и скорее закрыты для широкой публики. К концу 20 века дырники встречались преимущественно в Центральной Сибири. Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Республике Коми приводил соответственные данные. Подтверждалась информация в 2010 году и после Всероссийской переписи населения. Правда, тогда дырников ошибочно включили в перечень национальностей народов России. На деле же «дырник» - форма старообрядческого вероисповедания.
Периодически всплывало альтернативное мнение об истинном значении движения дырников. В Поволжье в 19 веке их называли колдунами. И обвиняли в том, что, скрываясь от ответственности и не желая выделяться своими магическими способностями, те присоединились к старообрядцам в качестве маскировки. А свои колдовские обычаи ввели в религиозную жизнь под странным соком. Позже, по мнению сторонников этой теории, именно из колдунов-дырников выделялись чернокнижники, веритники и хладники.
Другое течение старообрядцев отличалось куда большей активностью. Религиозная банда, наводившая ужас на поволжских крестьян и купцов: что сегодня происходит в столице «бегунов».


