Инсталляция «Пыльный зайчик» («Dust bunny»), Ноа Каплан (Noa Kaplan)
Ноа Каплан, художница из Лос-Анджелеса, создает скульптуры, которые исследуют красоту микроскопических природных образований, увеличивая их до такого состояния, что их становится невозможно узнать. «Красота есть во всём, стоит только потратить немного времени на то, чтобы внимательно вглядеться, — рассказывает Каплан о том, как рождаются идеи её проектов. — Так что же мне выбрать такого, в чём на первый взгляд не содержится никакой ценности?». Она остановилась на «пыльных зайчиках» (анг. — dust bunnies) — клочках пыли, шерсти и волос, которые собираются в труднодоступных местах, например, под мебелью — и превратила их в масштабную инсталляцию.
Художница смоделировала в пластике сухие чешуйки человеческой кожи, крылья насекомых и ворсинки коврового покрытия, составив из них сложную и завораживающую объёмную композицию.
Художница смоделировала в пластике сухие чешуйки человеческой кожи, крылья насекомых и ворсинки коврового покрытия
«Пыльный зайчик» — это просторечное выражение, описывающее «массу из мелкодисперсных, сухих частичек вещества, особенно — волос и кожи, сформированную под воздействием статического электричества». Эта масса служит наглядной, хотя и недооценённой, моделью концентрации и самоорганизации. По большей части, мы склонны считать клочки пыли скоплениями сора, от которого необходимо избавиться, или — еще хуже — летучим скоплением раздражителей, вредящих нашему здоровью. Однако, если задуматься, на эти неприятные артефакты можно посмотреть как на схемы взаимосвязей, демонстрирующие, как организация материальных отношений приводит к образованию формаций нового уровня.
«Пыльный зайчик» — это дословный перевод английского выражения, обозначающего комки пыли
Любая материя распадается, но и концентрация и реорганизация разобщённых фрагментов в новую структуру — это такой же фундаментальный принцип бытия. «Пыльный зайчик» воплощает этот тип синтеза: небольшое количество вещества включается в большее образование и становится частью системы. Волокна и твёрдые частицы не рассеиваются, не собираются в бесформенную кучу. Они переплетаются, создавая связи, притягивающие на свои орбитали еще более мелкие частицы. Между узлами находятся карманы негативного пространства, которые формируют общий объем комка пыли… «Пыльный зайчик», каким бы приземлённым он ни был, демонстрирует неожиданное сходство с самыми сложными и запутанными системами и процессами, такими как аккреция космического вещества и нейронные сети человеческого мозга.
Модель отмершей чешуйки человеческой кожи
bunny
Для того, чтобы увеличить эти крошечные объекты, Каплан строит трёхмерные модели, пользуясь 3D-редакторами Maya и Rhino. По этим моделям выстраиваются макеты, на которых художница пробует разные материалы в поисках оптимального для задуманного масштаба решения. «Мне интересно исследовать то, что обычно принято игнорировать. Меня завораживает этот напряжённый баланс между отвращением и красотой», — объясняет скульптор.
Для каплан комок пыли — это наглядная модель фундаментальных процессов аккамуляции и саморегуляции
«Пыльный зайчик» («Dust bunny»), Ноа Каплан (Noa Kaplan)
Обилие новых мощных технологий увеличения, съёмки и воспроизведения породило целую волну современных художников, экспериментирующих со всевозможными микро- и макроструктурами. Среди них — нью-йоркский учёный и художник Шейн Хоуп (Shane Hope), который создаёт красочные и невероятно запутанные картины-коллажи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: