Разглядывая фотографии из архивов знаменитых (доживших до наших дней или, увы, теперь закрытых) модных домов, мы часто восхищаемся красотой не только платьев, но и моделей. Но имена их, первых ласточек профессионального моделинга и муз кутюрье, нечасто известны широкой публике. Однако все они были не только красавицами, но и личностями, сложными, яркими…
Ли Миллер – из моделей в военные фотографы
Ли Миллер.
Пожалуй, история жизни Ли Миллер – самая невероятная из всех, здесь представленных, и – одна из самых трагических. Детство ее было омрачено настоящим кошмаром – она пережила насилие в гостях у друзей семьи, последствием которого стало заражение венерическим заболеванием и тяжелейшая психологическая травма. Взгляды у ее родителей были прогрессивными, они понимали, что девочке требуется квалифицированная помощь психиатра, однако методы его были сомнительными. Как и творческий подход ее отца, который примерно в том же возрасте – младше десяти лет – начал фотографировать Ли, в том числе и обнаженной.
Ли Миллер.
Во всяком случае, в двадцать два года Ли переехала в Париж, где с головой окунулась в богемную жизнь – была ассистенткой Ман Рэя, дружила с Пикассо, снималась в фильмах Кокто и в рекламе, стала настоящей музой для фотографов издательства Condé Nast. На журнальных снимках она – безупречная и лишенная эмоций красавица, холодная и недоступная. Затем вернулась в Нью-Йорк и открыла там собственную студию. Профессиональный путь Ли Миллер несколько застопорился во время брака с египетским бизнесменом, однако в те годы она продолжала фотографировать – для себя. Брак продлился всего три года. Еще одним испытанием в жизни Ли Миллер стала война. Однако именно ей, бывшей модели, принадлежат самые яркие кадры военных госпиталей, освобождения Парижа, лагеря Бухенвальд и Дахау. После войны Ли Миллер страдала от посттравматического расстройства и в терапевтических целях занялась кулинарией. И… здесь тоже преуспела – выиграла несколько кулинарных конкурсов мирового уровня, изобрела тысячи рецептов и каталогизировала уже существующие.
Марион Морхаус – супермодель двадцатых
Морион Морхаус.
Морион Морхаус.
Марион Морхаус была умной, артистичной, изысканной и… слишком высокой. Именно это не позволило ей сделать карьеру актрисы. Играла она перед объективом фотоаппарата – и делала это гениально. Она сотрудничала с лучшими фотографами, домами моды и журналами вроде Vanity Fair и Vogue. Ее снимали Сесил Битон и Эдвард Штайхен, называя величайшей моделью из всех. Она позировала так непринужденно, будто все эти роскошные платья принадлежали ей. На самом деле к одежде она относилась очень сдержанно. Карьера Морхаус продлилась недолго – помешали хронические боли. В дальнейшем она, по-видимому, состояла в отношениях с поэтом Эдвардом Эстлином Каммингсом, а после разрыва сама занялась фотографией – вполне успешно.
Лиза Фонсагривс – красавица из Швеции
Лиза Фонсагривс.
Лиза Фонсагривс.
За титул первой супермодели в истории соперничают, наверное, все модели прошлых лет. Включают в этот список и изысканную шведку Лизу Фонсагривс – возможно, это слово впервые было использовано именно в ее отношении. Родители видели для нее только одну перспективу - брак и занятия домашним хозяйством. Они даже отдали ее на курсы кулинарии, чтобы подготовить для роли «достаточно хорошей жены». Но она воспротивилась родительской воле, присоединилась к балетной труппе и какое-то время выступала. В 1936 году, возвращаясь с репетиции, она встретила фотографа, который попросил ее побыть моделью для рекламы шляп. Затем муж Лизы отнес ее фотографии в редакцию Vogue. В 1947 году именно Vogue снова радикальным образом изменил ее судьбу – на съемках она познакомилась с Ирвином Пенном, который стал ее вторым мужем и любовью всей жизни. Лиза работала моделью до конца пятидесятых годов – карьера по тем временам невероятно долгая. Фотографы обожали ее за смелость – она не позировала, а танцевала перед камерой. А сама она иронически называла себя «хорошей вешалкой» - но утверждала, что в ее жизни не было ни дня, который она хотела бы прожить иначе.
Довима – легенда глянца
Довима.
Довима.
Конечно, список моделей прошлого нельзя и представить без таинственного имени «Довима». Имя это родилось как подпись к рисункам, которыми развлекала себя девочка, прикованная к постели болезнью. В восемнадцать лет она впервые приняла участие в модных съемках – девушка работала продавщицей, случайно встретилась с агентом и вскоре уже была в числе любимых моделей Ирвина Пенна и Ричарда Аведона. Довима была воплощенным идеалом пятидесятых – утонченная, женственная, неприступная, чувственная, с безупречными чертами лица и хрупкой фигурой. Довиме везло в работе и не везло с мужчинами – человек, разрушивший ее карьеру, поднимал на нее руку и запретил видеться с ребенком, когда она попыталась сбежать вместе с дочерью. В дальнейшем она работала то продавщицей, то официанткой, однако закат ее жизни был украшен настоящей любовью – пусть и недолгой. За иконическим образом на обложке пропала настоящая Довима – наивная, доверчивая, мечтавшая лишь о счастье.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Самая тонкая талия 1950-х: как, несмотря на упреки в глупости и наивности, Довима стала супермоделью.
Донейл Луна – муза Сальвадора Дали
Донейл Луна.
Донейл Луна.
Донейл (встречается вариант «Дониель») Луна была первой темнокожей моделью в истории. Ее инопланетная внешность (и ею же сочиненная легенда о неземном происхождении) сводила с ума и Сальвадора Дали, и Энди Уорхола. Она создала собственную экспрессивную модельную походку и словно бы танцевала на подиуме, увлекалась кино, журналистикой, музыкой, стала образцом для создания первых «небелых» манекенов, вдохновляла дизайнеров. Ее хрупкий душевный мир был разрушен еще в детстве - семейным насилием. Мать в конечном итоге застрелила ее отца – однако было поздно, ущерб был уже нанесен. Расизм в модной индустрии также негативно отражался на ее душевном состоянии, а нездоровая среда американской богемы тех лет привела к наркотической зависимости и ранней смерти. Однако именно Луна открыла двери в моделинг темнокожим красавицам.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Инопланетная муза Сальвадора Дали: Почему жизнь первой темнокожей модели Дониель Луны оборвалась в 33 года.
Регина Збарская – первая супермодель СССР
Регина Збарская.
Регина Збарская.
Стоит упомянуть и о «самом красивом оружии Кремля» - первой известной советской манекенщице Регине Збарской. Она вела одновременно очень богемный и очень закрытый образ жизни, отличалась экстравагантностью, которая со временем только усиливалась – что стало отличной почвой для слухов и домыслов. Говорили о том, что она шпионка и работает на КГБ, рассказывали об эпизодах самоповреждения и сомнительных связях… Как бы то ни было, девушка с широко распахнутыми глазами и стрижкой «паж», которую предложил ей Вячеслав Зайцев (они долго и тепло дружили) стала символом советской моды.
Вот она - печальная история первой советской манекенщицы Регины Збарской...
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: