Оборона Севастополя. А. Дейнека, 1942 год. | Фото: newscrimea.ru.
Сегодня художника Александра Александровича Дейнеку, писавшего картины в первой половине ХХ века, называют остросовременным модернистом. Он любил необычные ракурсы, динамику и монументальность изображаемых образов. Одним из знаковых полотен живописца является «Оборона Севастополя». Одни критики хвалили картину за эмоциональный накал, другим не нравилась излишняя плакатность, но равнодушным не оставался никто.
Снимок Севастополя во время Второй мировой войны. | Фото: school17d.ucoz.org.
В феврале 1942 года Александр Дейнека побывал в ТАССе, где ему продемонстрировали газету с фотографией разрушенного Севастополя. Этот эпизод прочно врезался в память художнику и вызвал желание написать вдохновляющую картину:
«Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».
Автопортрет. А. Дейнека, 1948 год. | Фото: sergeyurich.livejournal.com.
Дейнека написал картину размером 2 х 4 метров всего за несколько месяцев. Он был настолько погружен в рабочий процесс, что позже вспоминал: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».
Оборона Севастополя. Фрагмент. | Фото: culture-art.ru.
Центральным персонажем в «Обороне Севастополя» является матрос. Его торс развернут в решительном порыве, он уже готов кинуть связку гранат. Буквально в каждом мазке чувствуется динамика. Художник долго не мог найти подходящего парня, который согласился бы стать натурщиком. Решение пришло неожиданно. Среди знакомых Дейнеки была спортсменка крепкого телосложения. Она согласилась ему позировать. В итоге матрос с гранатами был написан с женской натуры.
Оборона Севастополя. Фрагмент. | Фото: 900igr.net.
Выбранная цветовая гамма только усиливает динамическую выразительность картины. Вражеские силы, зарево и море выполнены в темной цветовой гамме. Светлые образы моряков резко контрастируют на фоне всеобщего мрака.
Набросок к картине «Оборона Севастополя». | Фото: artchive.ru.
Критики встретили «Оборону Севастополя» картину неоднозначно. Александра Дейнеку упрекали, что в его картине нет глубины, а изображенные образы излишне схематичны, непропорциональны и больше напоминают плакатную публицистику. Сам же художник отмечал, что он стремился максимально доступно изобразить вечную борьбу добра и зла, воплощенную в столкновении моряков и вражеских полчищ. Сам художник оценил свою картину так: «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Набросок к картине «Оборона Севастополя». | Фото: deineka.ru.
Картина еще одного живописца начала ХХ века была воспринята неоднозначно. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин задумывал «Купание красного коня» как бытовую картину, но современники восприняли ее как предвестницу грядущих перемен.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: