+1 0
0
-1 0

Как нашли картину-шедевр за миллионы в известном фильме, потерянную 100 лет назад



В 1999 году на экраны вышел детский фильм «Стюарт Литтл». В 2009 году венгерский искусствовед Гергей Барки планировал провести прекрасный вечер со своей маленькой дочерью и посмотреть эту чудесную киноленту. Во время просмотра его взгляд по профессиональной привычке зацепился за картину на стене, попавшую в кадр. Барки сначала подумал, что ему показалось, но полотно появилось в кадре ещё несколько раз и у него замерло сердце от сделанного открытия — это, вне всяческих сомнений, была работа венгерского художника Роберта Береньи под названием «Спящая дама с чёрной вазой». Она уже почти 100 лет считалась утерянной. Правда ли, что это был оригинал и как картина оказалась частью голливудского реквизита?


Обычный семейный вечер обернулся потрясающим открытием



Гергей Барки — венгерский искусствовед и научный сотрудник Национальной галереи в Будапеште, решил провести тихий семейный вечер со своей маленькой дочерью, скоротав время за просмотром детского фильма. Дочь выбрала милую киноленту про мультяшного мышонка, который мечтал найти семью.

Вечер не предвещал никаких сюрпризов и неожиданностей. Отец и дочь смотрели фильм. Эксперт никак не мог отвлечься от мыслей о работе, они постоянно крутились в его голове, он даже не мог сосредоточиться на сюжете. В это время Барки на протяжении уже нескольких лет работал над биографией венгерского художника-авангардиста Роберта Береньи. Внезапно его взгляд поневоле выхватил из кадра элемент реквизита — картину, висевшую на стене над камином, перед которым стояли герои. В ней он безошибочно узнал полотно Береньи, которое уже почти 100 лет считалось безвозвратно утерянным.

Гергей Барки со вновь обретённым шедевром.

Гергей Барки со вновь обретённым шедевром.


Гергей сначала подумал, что у него уже галлюцинации на фоне трудоголизма. Ему уже чудятся украденные картины! Но полотно попало в кадр ещё раз, потом ещё и сомнений у эксперта не осталось. Это именно она — та самая пропавшая «Спящая женщина с чёрной вазой»!

Долгие поиски истины и шедевр на барахолке



Гергей видел картину только лишь на выцветших чёрно-белых фотографиях. Последний раз она выставлялась в 1928 году. После этого бесследно исчезла. Искусствовед всё же узнал её и не мог поверить своим глазам! Но как она оказалась спустя столько лет в американском фильме? Барки предположил, что полотно вывез в США кто-то из еврейских беженцев во время Второй мировой войны. Эксперт решил во что бы то ни стало добраться до истины в этом вопросе.

Он написал несколько писем: руководству студии, снимавшей фильм, художнику-декоратору, членам съёмочной группы. Он надеялся, что кто-нибудь из них может что-то знать. Ответа пришлось ждать очень долго — целых два года. Молоденькая ассистентка художника-постановщика написала Барки ответ. Лиза, так звали женщину, как-то прогуливалась по Пасадене и заглянула в антикварную лавку. Там было много интересных вещей, которые могли бы быть полезными в её работе. Там она увидела картину, которая ей очень понравилась. Она просто не могла оторвать взгляд от этого завораживающего полотна. Лиза решила его купить. Антиквар взял с неё 500 долларов США. Как выяснилось позже, сам он купил работу Береньи на барахолке всего за 40 баксов, не зная того, что это давно утерянный шедевр авангарда.

Давно утерянный шедевр авангарда.

Давно утерянный шедевр авангарда.


Полотно появилось на съёмках «Стюарта Литтла», так как, по мнению декораторов, подходило по стилю. Вскоре после окончания съёмок, Лиза уволилась, а картина осталась на студии. Её передавали из фильма в фильм. Потом отправили на склад. Женщина вспомнила о ней через несколько лет и решила забрать. Долгие поиски увенчались успехом, ей разрешили выкупить полотно и шедевр украсил одну из стен её гостиной. Однажды приятельница, недавно побывавшая в Будапеште, заметила, что картина очень похожа по стилю на полотна, которые она видела в национальной галерее в Венгрии. Вскоре после этого пришло письмо от Барки.

Пропавший шедевр



Роберт Береньи (Róbert Berény, 1887 — 1953) был венгерским художником-авангардистом. Он увлекался творчеством Матисса и Сезанна, пробовал себя в разных стилях, преподавал в университете. В 1920-х годах он создал целую серию полотен, на которых изобразил красивых праздных женщин. Одной из таких картин и была та самая «Спящая женщина с чёрной вазой», которая позже стала реквизитом в известном фильме.

Роберт Береньи на фотографии и на автопортрете.

Роберт Береньи на фотографии и на автопортрете.


Она долгие годы числилась пропавшей. После войны пропало множество произведений искусства. Кроме того, во время Второй мировой у Береньи сгорела мастерская, а вместе с ней и почти все его работы. Неудивительно, что «Спящую женщину с чёрной вазой» никто не искал. Её считали утерянной безвозвратно.

Итог почти детективной истории



Картина Роберта Береньи «Читающая женщина», 1928 год.

Картина Роберта Береньи «Читающая женщина», 1928 год.


После того, как Лиза выяснила, что всего за 500 баксов стала обладательницей ценного шедевра авангарда, она решила картину продать. Она, конечно, ей нравилась, но пара сотен тысяч долларов нравились ещё больше.

Картина Роберта Береньи «Читающая женщина», 1906 год.

Картина Роберта Береньи «Читающая женщина», 1906 год.


На этом история не закончилась. Картина Береньи, после стольких лет скитаний, наконец прибыла на родину. «Спящую женщину с чёрной вазой» выставили на аукцион. Продали её почти за 300 тысяч долларов США.

Картина Роберта Береньи «Женщина играет на виолончели», 1928 год.

Картина Роберта Береньи «Женщина играет на виолончели», 1928 год.


Вся эта история вызвала огромный резонанс и спровоцировала бурную волну интереса к творчеству Роберта Береньи. Ценители искусства загорелись желанием поближе познакомиться с творчеством художника-авангардиста, создавшего множество произведений, лучшие из которых вошли в золотой фонд венгерского изобразительного искусства.

Картина Роберта Береньи «Женщина с котом», 1927 год.

Картина Роберта Береньи «Женщина с котом», 1927 год.


Историю об ещё одном, казалось бы, безвозвратно утерянном, а потом чудесным образом найденном шедевре, прочтите в другой нашей статье и узнайте где находится в наши дни самая дорогая и загадочная картина в мире: «Сальватор Мунди» великого да Винчи.
0
2167 просмотров
В закладки
Версия для печати