История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Татарская история периода Великой Отечественной часто касается темы предательства. Пока одна часть народа достойно давала отпор фашистам, другая встала на путь коллаборационизма, пособничая в самых отъявленных преступлениях фашистам. По этой причине в 1944-м кара-депортация не особо разбирала людей на виноватых и верных. Но в нашем материале – не о подлецах. Вспомним человека, ставшего истинной гордостью не только крымских татар, но и всего Советского Союза.


Будущий дважды Герой из крымских татар

Послевоенный испытатель реактивных двигателей. /Фото: img.depo.ua

Послевоенный испытатель реактивных двигателей. /Фото: img.depo.ua


Легендарный летчик Амет-Хан Султан считался крымским татарином по матери. Отец же дважды Героя Советского Союза – из дагестанских горцев (лакец). Родился бесстрашный авиатор в 1920-м в Алупке. Детство и юность не отмечены выдающимися заслугами. Закончил среднюю школу, ж\д училище, работал слесарем. Но в какой-то момент Амет-Хана захлестнуло небо, и молодой рабочий подался осваивать навыки летчика в симферопольский аэроклуб. Уже в 1939-м по отменной рекомендации учебного заведения юноша поступил в военную авиашколу. В армию призвался в феврале 1939-го. С весны состоял в рядах лётчиков белорусского истребительного авиаполка в Могилёвской области, по военному округу Одессы, в Приднестровье. До войны осваивал истребители И-15 и И-153.

Сложнейшие операции ВОВ

Самолет Амет-Хана в Алупке. /Фото: im0-tub-ua.yandex.net

Самолет Амет-Хана в Алупке. /Фото: im0-tub-ua.yandex.net


В воздушные бои с немцами молодой лётчик ворвался с самого первого дня войны. Стартовым столкновением его полка стало сражение у Ростова-на-Дону. Подразделение понесло тяжёлые потери и было переформировано. В рядах советских истребителей Амет-Хан сражался и во время атаки города «юнкерсами» 31 мая 1942-го. Израсходовав боеприпасы, летчик пошел на открытый таран, приземлившись с парашютом. За тот подвиг в небе Амет-Хана удостоили ордена Ленина.

В 1942-м уже у штурвала «Яка» он отличился под Воронежем и Сталинградом, твердо зарекомендовав себя воздушным асом. В тот период для борьбы с элитными люфтваффе был сформирован «воздушный спецназ» из первоклассных советских пилотов, представленный 9-м гвардейским истребительным авиаполком. В этом подразделении состояли 28 Героев Советского Союза. Включили в лучший авиационный полк и Амет-Хан Султана. Поначалу он сбивал фашистов на «Яках», позже пересел на американскую «Аэрокобру», а к концу войны освоил истребитель Ла-7. Неподвластной пилоту летной техники попросту не существовало.

Летом 1943-го капитан Амет-Хан Султан удостоился высочайшего звания Героя Советского Союза. В начале следующего года летчик в паре с боевым товарищем Иваном Борисовым захватили ценную для разведки вражескую авиамашину связи, принудив фашистского пилота сесть на советский аэродром. Всего за войну Амет-Хан Султан ликвидировал лично 30 самолётов и ещё 19 машин в составе боевой группы. 22 июня 1945-го двадцатипятилетний летчик вторично стал Героем.

Демонстрация первой заправки в полете и третье представление к Герою

Амет-Хан с братом, подвергшимся крымско-татарским репрессиям. /Фото: avdet.org

Амет-Хан с братом, подвергшимся крымско-татарским репрессиям. /Фото: avdet.org


После войны военное командование решило не разбрасываться элитными летчиками. По приказу товарища Сталина воздушные асы направились постигать теорию в военные академии. Туда же отправился и Амет-Хан Султан, указавший в анкете национальность по матери — «крымский татарин». После депортаций 44-года такой поступок требовал особого мужества, ведь лётчик вполне мог отметиться национальностью отца. Диплом престижного летного вуза рисовал перед Амет-Ханом генеральские перспективы. Но уже к началу 1946-го он добровольно поставил крест на славном будущем, в письменной форме запросив отчисление. Амет-Хан не хотел проводить 5 лет за письменным столом. Он жаждал неба.

В феврале 1947-го Амет-Хан устраивается в Летно-исследовательский институт рядовым летчиком-испытателем, пристраивая по назначению бесценный боевой опыт. В считанные месяцы Амет-Хан попадет в число лучших, получив первоклассный разряд летчика-испытателя. С учетом строжайшей системы отбора при наделении категориями, такого результата достигали единицы.

Начинал Амет-Хан с так называемых "летающих лабораторий" - ЛЛ-1, ЛЛ-2. Разумеется, каждый экспериментальный полет сопрягался с высоким риском для жизни. Но отшлифованные горячими боями расчетливость и хладнокровие неизменно приводили к нужному опытному результату.

В июне 1949-го Амет-Хан выполнил на Ту-2 первую в СССР топливную дозаправку в воздухе "с крыла на крыло". После успешного прецедента ему доверяют сложнейшие испытания всепогодного истребителя-перехватчика И-320. В одном из полетов не запустился двигатель, с чем Амет-Хан сумел справиться уже над самой землей. Ценой невероятных оперативных действий при помощи знаменитой выдержки пилота эксперимент завершился успешно. За мужество и профессионализм Амет-Хана Султана представили к Герою в третий раз, но утверждения не произошло только потому, что он был по национальности крымским татарином. Вождь, объявивший весь его народ «предательским», дал ему только премию своего имени.

Как Сталин согласился с женой Ахмет-хана и последний полет

Командиры эскадрилий истребительного авиаполка, дважды Герои: Алелюхин и Ахмет-Хан. /Фото: aeslib.ru

Командиры эскадрилий истребительного авиаполка, дважды Герои: Алелюхин и Ахмет-Хан. /Фото: aeslib.ru


С именем Амет-Хана связывают одну историю. В какой-то момент командование ВВС сочло оклады летчиков-испытателей завышенными на фоне остальных работников авиации. Пилотам предложили добровольно изложить на бумаге согласие со снижением заработных плат. Амет-Хан все сделал, как требовалось, но внизу дополнил: «Жена категорически против». Проявлявший внимание и теплоту к делам авиации Сталин рассмотрел довод именитого лётчика, наложив резолюцию: «С супругой Амет-Хана полностью согласен». Разумеется, оклады испытателей остались прежними.

Спустя 10 лет смерть настигла летчика там же, где на его долю пришелся расцвет – в небе. 1 февраля 1971-го на тихоходном бомбардировщике Ту-16 он вылетел для проведения испытаний реактивного двигателя. Последним сообщением с воздушного корабля стал доклад радиста о старте выполнения лётного задания. После этого Ту-16 упал в болото, никто из экипажа не спасся. Точную причину произошедшего так и не установили. Большая часть экспертов сошлись во мнении о взрыве опытного двигателя.

Были в авиации и беспрецедентные случаи. Например, когда советский МиГ в Европу без пилота улетел, и чем всё закончилось.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








12206
22.09.2021 17:58
В закладки
Версия для печати




Смотрите также