История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Весь мир знает шампанское имени мадам Клико. Николь прославилась тем, что стала первой успешной женщиной в винном бизнесе — на тот момент сугубо мужской нише. Окружающие сочли ее сумасшедшей, когда после смерти супруга-винодела 27-летняя Клико объявила, что самостоятельно берется развивать производство. И это во времена, когда приближение женщины к вину, по расхожей примете, превращало напиток в уксус. Но Николь бросила вызов установленным правилам и достигла невозможного, заслужив статус первой в мире деловой женщины и покорив российского императора.


Предпринимательница с детства



С виноделием Клико была знакома с детства. / Фото: www.pro-dachnikov.com

С виноделием Клико была знакома с детства. / Фото: www.pro-dachnikov.com


Барба-Николь Понсарден росла в богатой французской семье из Реймса. К концу 18 века ее отец достиг больших успехов в текстильной промышленности. Провинция Шампань тогда ещё не прославилась символом виноделия. Барба-Николь получила на редкость для тех времен качественное образование и была близка с отцом, который передавал ей тонкости предпринимательства. В 21 год девушка приняла предложение Франсуа Клико - сына основателя винодельческого заводика. Этот брак изначально был далек от соображений любви: семья Франсуа проживала по соседству, а будущий свекор Николь конкурировал с ее отцом. Так что союз детей скорее напоминал выгодную сделку.

Молодого супруга на старте вовлекли в объединенный семейный бизнес, и с его позволения наша героиня тоже заинтересовалась производством шампанского. На рубеже 18 и 19 веков в провинции Шампань уже наладился выпуск белых и красных вин, и партнерский союз Барбы-Николь с Франсуа решил поставить на игристые. За 6 лет брака супруги искренне привязались друг к другу, и их отношения все больше напоминали крепкую любовь. Но после рождения дочери Клементины Франсуа не пережил тиф. Оставшись в 27 лет вдовой, по правилам времени Николь должна была продать компанию мужа и по примеру всех французских девушек начать заниматься благотворительностью, искусством, воспитанием дочери и выходами в высший свет.

Но мадам Клико заручилась морально-финансовой поддержкой отца и приняла другое решение. По закону, вдовы имели право распоряжаться собственными средствами, только в таком статусе женщине позволялось ведение коммерческого хозяйства. И очень быстро она доказала скептикам, что имеет деловую хватку и редкий взгляд маркетолога.

Особый напиток для России



Этикетка 19 века. / Фото: www.southklad.ru

Этикетка 19 века. / Фото: www.southklad.ru


Мадам Клико не была особо миловидной и женственной. На сохранившихся фото бросается в глаза железная воля, напористость и твердый характер. Николь не кокетничала с мужчинами, не пыталась привлекать их внимание. Все, что ее интересовало – продолжение и развитие бизнеса мужа. Несмотря на пересуды, молодая вдова собрала вокруг себя команду из толковых и грамотных мужчин. Но и себе не позволяла отдыхать, лично контролируя процессы производства.

Конечно, дела не всегда шли в гору. В неудачные времена приходилось закладывать и фамильные ценности, что не позволяли себе другие дамы. Клико переносила сложности стойко и рисковала всем ради любимого дела. И фамильные драгоценности приходилось закладывать, чтобы спасти бизнес.
Самым близким из помощников вдовы был Луи Бонэ. Именно он проехал всю Европу для поиска подходящих рынков сбыта. Свой выбор опытный менеджер остановил на России.

В 1806-м его представили царствующей чете, после чего Луи один из первых узнал о скором прибавлении. После приезда, он сказал хозяйке: «Царица беременна. Если родит сына, это будет благословением. В огромном государстве шампанское польется рекой. Не рассказывайте об этом никому в Реймсе». Мадам Клико начала делать для русских игристое, дающее максимальный объем пены. И вскоре в России признавали лишь шампанское «Мадам Клико», а аристократы хранили в своих подвалах годовой запас.

Наполеон или Александр I?



Русский двор был главным покупателем продукции Клико. / Фото: www.flectone.ru

Русский двор был главным покупателем продукции Клико. / Фото: www.flectone.ru


Честолюбивая предпринимательница уже строила дальнейшие планы по новым поставкам в Российскую империю, но тут помешал Наполеон. Страны начали воевать, Англия закрыла все балтийские морские выходы в Балтийское море, а Бонэ продолжал рисковать жизнью, доставляя товар сухопутным путем. Это было дорого и опасно, но Луи верил, что война закончится, а шампанское Клико останется. Так и вышло. Поход Наполеона закончился поражением Франции, и наступил мир. Но поставки товаров оставались под запретом.

Вдова ждать не планировала и решила действовать раньше, чем более осмотрительные конкуренты. Была разработана сложная операция. В режиме строгой секретности нанятое судно переправило из Реймса в Руан 20 тысяч бутылок игристого Клико. Под голландским флагом — из соображений осторожности. Из Руана Луи Бонэ переправил груз в Кенигсберг, откуда напиток уже попал в Россию. У Луи были все шансы утонуть на жалком неприметном суденышке, и его риск получил высокую награду. Прибывшую в Россию партию раскупили в мгновение ока, и домой Бонэ уезжал с договором на новую гигантскую партию. Цена в 12 рублей за бутылку шампанского была при этом просто невероятной. За такую сумму можно было арендовать в Санкт-Петербурге комфортабельную квартиру с поваром и прислугой.

Кадр из фильма "Мадам Клико". / Фото: www.kino-teatr.ru

Кадр из фильма "Мадам Клико". / Фото: www.kino-teatr.ru


Самым большим поклонником напитка Клико в России был сам император Александр I. Только его двор ежегодно заказывал свыше 10 000 бутылок. Французы шутили, что Клико завоевала Россию. К слову, до революции 1917-го наша страна оставалась вторым потребителем шампанского в мире. Параллельно Клико влюбила в свое шампанское и американцев. Ее всемирно известная винодельческая империя носила имя Veuve Clicquot, и чтобы сохранять статус вдовы, Барба-Николь не вышла замуж снова. Хотя историки располагают сведениями, что романы у нее были.

Николь Клико дожила до 89 лет, а свое детище — Дом Veuve Clicquot-Ponsardin - завещала партнеру Эдуарду Верле. Это немало расстроило всю близкую и дальнюю родню. До сих пор в Доме чтят память о мадам, а самое лучшее и дорогостоящее шампанское назвали «Grand Dame». Его этикетку украшает портрет Клико.

Возможно, шампанское так бы и осталось недоступным для простых людей, пока в России не разработали новую методику производства благородного напитка. Как сын тобольского землемера сделал шампанское напитком для народа, а не только для элиты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1851
23.07.2024 19:10
В закладки
Версия для печати




Смотрите также