«Тук-тук» не экзотика, а идеальная машина: почему в Индии трехколесные рикши стали национальным транспортом

В качестве общественного транспорта многие используют такси, но в Индии до сих пор «бегают» «тук-туки» - трехколесные машинки, заполонившие улицы. Они оказались не только очень удобным, но и самым рискованным транспортом, потому что правил уличного движения практически не существует. Каждый едет, как ему удобно, и вместо 3-4 в повозку может сесть 20 человек. Их число доходит до 10 млн, хотя легальных в пять раз меньше, но сеть моторикш процветает, ведь они решают проблему с провозом людей и товара. Вместе с тем создаются «розовые рикши» для женщин и устраиваются забеги на рикшах. Владелец моторикши Аннадурай прославился тем, что ради комфорта пассажиров установил телевизор, раздачу интернета, проводит лотерею и занимается благотворительностью, а не только зарабатывает деньги.
Рикши и велорикши: заработок и жизнь

Рикши как элементарный транспорт для перевозки.
Рикши придумали в Японии в конце XIX века, а потом они распространились по странам Азии. Этот примитивный транспорт – тележка на двух колесах – решал проблему тех, кто хотел дешево куда-то доехать. Но если судить о работе собственников рикш – то это изнурительный и тяжелый труд, из-за чего уже в 20-х годах XX века их количество стало уменьшаться. Борьба с рабским трудом стала причиной запрета ручных рикш. Хотя для бедных это являлось порой единственным заработком, несмотря на то, что приходилось таскать тачку целый день. Порой такого нанимали обеспеченные семьи, чтобы они возили их детей в школу. С одной стороны, рикше это давало постоянную работу, но из-за того, что ему приходилось практически жить в их доме, он не виделся со своей семьей, работая за еду и ночлег.

Мото и велорикши - транспорт для перевозки людей и груза.
На смену рикшам пришли велорикши. Прогресс помог тачку с сиденьями несколько механизировать, и она стала соединенной с велосипедом. Однако для велорикш это облегчало работу только в некоторой степени, чтобы колесить целый день по улицам, тягая тачку с клиентами. Рикши говорят, что они выносливые и имеют накачанные ноги, но вряд ли это оправдывает заработок в 600 рублей в день (максимальная сумма) и то, сколько сил они прикладывают для этого. Сумма заработка зависит от клиентуры – местные платят в два раза меньше, чем туристы, поэтому все зависит от того, кому и как повезет. С появлением моторикш велорикши остались только в отдельных районах как туристическая экзотика. Для них доступна одна улица в Нью-Дели: они курсируют от Красного форта до Поте Кури Марджи.
Моторикши: тук-тук – 100-летний транспорт

Моторикши в Индии.
Первые моторизированные рикши появились в Японии, которая потом часть бывших в употреблении отдала в качестве гуманитарной помощи в другие страны Азии. Так в Индии в середине XX века и появился трехколесный транспорт, а потом сами начали их производить. Мототранспорт из-за двухтактного двигателя издавал характерный звук, поэтому его и прозвали «тук-туком». На Мадагаскаре их называют «поси» от pousse-pousse, означающее «толкай-толкай», в Танзании – «баджаджи», в Пакистане – «лунной машиной» - «чанд гари». К тому же они имеют разные причудливые украшения и расцветки и напоминают бегающих букашек на дорогах.
Такой транспорт значительно облегчил работу рикш, но его нужно купить и зарегистрировать, чтобы быть участником движения, хотя не все придерживаются требований и работают нелегально. Правительство предпринимает меры учета, но то, что делается на дорогах, никак несопоставимо с порядком.

Моторикши на дорогах и улочках в Индии.
Движение на дороге скорее напоминает хаос: все едут, как им удобно, поэтому моторикши в этой суете имеют преимущество за счет небольших габаритов, проскальзывая в толчее или проезжая по узким улочкам. Но они и являются частью этого хаоса, потому что на дорогах Индии почти 2,5 млн трехколесных рикш, причем каждый месяц добавляется примерно 11 тысяч новых телег. С другой стороны, это помогает рынку автопроизводителей, делая ему выручку в 3,1 млрд долларов.
Поездка на авторикше

Поездка на моторикше.
Проехаться в тук-туке с ветерком и почувствовать колорит страны – такое первое впечатление может возникнуть только у тех, кто впервые с ними сталкивается, то есть у туристов. На самом деле ожидание не будет соответствовать реалиям, потому что за неимением дверей пассажиры вдыхают выхлопные газы других авто и пыль с дорог. К тому же авторикши спокойно нарушают правила и берут не 3-4 пассажира, а столько, сколько есть желающих. Иногда в нее набивается 10 и 20 человек, но полиция закрывает на это глаза. И только на первый взгляд кажется, что авторикши – экономный и дешевый транспорт – на самом деле у них нет счетчиков, поэтому приходится договариваться за оплату, а они, сотрудничая с магазинами и ларьками, провезут с остановками возле них, чтобы люди дополнительно потратились. Тесная взаимосвязь авторикш и торговой сети помогает каждому из них иметь преимущества: авторикши получают бесплатные талоны на топливо, а торговцы – покупателей, кому-то да навяжут покупку сувенира.

Рикши нарушают правила перевозки, загружаясь пассажирами больше положенного.
В обычном использовании рикши потребляют 3 литра на 100 км, но учитывая их количество на дорогах, возникает очень много выхлопных газов. Сейчас перед авторикшами поставили задачу модернизировать свой транспорт и перейти на электрические, чтобы меньше загрязнять окружающую среду. Полностью от них невозможно отказаться, потому что они решают проблему транспортировки людей или груза, заменяя автобусы и автомобили, которые не всем по карману и не везде есть в достаточном количестве.
Модернизированный «тук-тук» Аннадурая – добрый самаритянин Индии

Авторикша - трехколесный транспорт.
Примитивный на первый взгляд транспорт для перевозки – «тук-тук» – можно сделать комфортабельным, и это доказал владелец одной моторикши из города Ченнаи, 28-летний Аннадурай. Он прославился не только тем, что усовершенствовал моторикшу, но и своей благотворительностью.
Сначала молодой человек оборудовал свой «тук-тук», чтобы пассажирам в нем было комфортно, поэтому установил телевизор, оснастил бесплатным Wi-Fi, зарядками для телефонов, а у кого очень простые модели телефонов, выдает свои гаджеты, есть газеты и журналы. В день своего рождения и в День матери возит пассажиров бесплатно, а также не берет денег с медработников и учителей. Устраивает розыгрыш билетов, а выигравший получает право бесплатно ездить целый месяц. Аннадурай заботится в меру своих возможностей о детях и помогает им получить образование, оплачивая школу. Он уже смог оплатить учебу троих, теперь в планах послать в государственную школу 10 бездомных детей. Аннадурай мечтает открыть дом для престарелых, где бы они не чувствовали себя обузой и получали хороший уход.
«Розовые рикши»

Розовые рикши - для женщин.
В 2013 году в качестве заботы о безопасности женщин правительство Индии пыталось создать транспорт для женщин, чтобы они не подвергались насилию в дороге. Проект назвали «розовые рикши», поэтому на таких крыши, если не полностью, были розового цвета. Для этого даже пытались набрать женщин-водителей и готовы были обучить, но желающих оказалось мало. Поэтому водителей в розовые рикши добрали из мужчин. Им нужно было сдать экзамены и пройти тесты, а в рикшах установили тревожные кнопки и системы GPS-слежения.
Первые «розовые рикши» заработали в Ранчи. Однако она оказалась не выгодной, потому что приходилось долго ждать клиентов именно женщин, и авторикши стали набирать всех желающих, чтобы не тратить зря время и больше заработать. Однако в Джаркханде транспортное управление решило проверить наличие разрешений на управление транспортом у всех собственников рикш. В результате оказалось, что из 12 тысяч ее имели только более 2 тысяч, а «розовые» - вообще ни одной. Тогда и была приостановлена выдача разрешений на работу для тех, кто незаконно занимался перевозкой, а «розовые рикши» устроили бунт, потребовав пожизненного легального разрешения.
В Сурате местные власти добились большего успеха. Они дали возможность взять кредит на покупку авторикши и 25% из этой суммы субсидировали. Набрали 70 женщин для обучения вождению, которые будут заниматься перевозкой только женщин и доставкой детей в школы.
Бег на Рикше

Моторикши на дорогах.
Рикши стали настолько популярны во многих странах, что в 2006 году в Индии придумали устроить соревнование – забег на рикшах. Гонки организовала компания Adventurists, которая славится организацией необычных соревнований. Рикши – транспорт, который используется для коротких дистанций, но в этом случае требуется терпение, ведь авторикшам приходится преодолевать разные маршруты, которые порой доходят до 4 тысяч км по очень сложным дорогам. В качестве условия для участия – каждая команда должна собрать не меньше 1 000 фунтов на благотворительность. В команде участвует одно транспортное средство и от одного до четырех водителей к нему.
Забег проводят три раза в год, при этом следующий начинается на финише предыдущего. Гонки на рикшах часто сопровождаются дорожными происшествиями, поэтому не все команды добираются до финиша. В 2013 году стартовало 74 команды, но доехало только 70. Хоть рикши и смотрится примитивным транспортом, даже на нем умудрились установить мировой рекорд. В 2022 году на двух авторикшах в Гималаях добрались до перевала Умлинг Ла на высоту 5 800 метров. Правда, для этих целей рикши версии Bajaj Auto были переделаны на 200-кубовые модели.
В Индии любят развлекать публику, зарабатывая на этом деньги. Древним трюком и мастерством было укрощение танцующей змеи, которое с появлением интернета и телевидения стало не таким таинственным, хотя все равно завораживает прохожих, когда заклинатель змей вызывает кобру из своего убежища.


