Родился будущий ученый в семье земского врача в 1881 году. Однако это не помешало ему поступить в Морское училище, поскольку морем он бредил с детства. Как только ему удалось побывать с отцом в Севастополе он понял, что именно с морем он хочет связать свою дальнейшую судьбу. Учеба давалась ему легко, его дипломной работой был проект крейсера-броненосца, который отличался быстроходностью. В училище по достоинству оценили, как старания выпускника, так и получившийся результат.
Японский плен
Мемориальная доска в память о судостроителе / ФОТО: www.morskoesobranie.ru
Учитывая, что училище он окончил в год начала Русско-японской войны, логично предположить, что он попал на службу в броненосец. Это был новый, на скорую руку завершённый «Орел», который был включен во вторую Тихоокеанскую эскадру, которая следовала на Дальний Восток. Оказалось, что броненосец имеет серьезные недоделки, потому на плечи молодого инженера легло много работы. Именно «Орел» оказался единственным уцелевшим броненосцем после сражения с японцами в 1905 году. При этом в него попало больше 70 снарядов, но он удержался на поверхности воды, не пошел ко дну и не перевернулся. Потому что за его безопасность отвечал Костенко.
Однако если судно и удержалась на воде, то боеспособность утратило. К тому же, командир получил серьёзное ранение, так корабль вместе с экипажем оказался в плену. Японцы позже сумели отремонтировать «Орел» и включить в свой флот. В 1906 году Костенко возвращается домой, к тому же шло активное восстановление флота.
В этот период Костенко уже состоял в числе «эсеров», причем в их радикальном крыле, у него даже была партийная кличка «Цицерон». Однако это не мешало Костенко ездить в заграничные командировки и руководить строительством броненосцев. Есть мнение, что именно во время поездки в Великобританию Костенко руководил операцией по покушению на Николая Второго, которое должно было состояться на борту того самого броненосца.
Читайте так же: Самый знаменитый "Бигль": чем прославился корабль, названный в честь собак
Потонет ваш «Титаник»
Он не только предугадал ошибки в строительстве судна, но и пытался предотвратить трагедию / ФОТО: www.ren.tv
В Великобритании судостроителю приходилось бывать неоднократно. И именно в один из таких визитов, в 1909 году, ему посчастливилось посмотреть на строительство «Титаника». Он был в числе слушателей военно-морской академии, которым и предоставили такую возможность. Представлялось это с гордостью в качестве величайшего достижения судостроительства. Однако Костенко восторга не разделил. Будучи специалистом своего дела с глубоким пониманием вопроса, он сразу заявил, что в конструкции лайнера имеются крупные недочеты, которые могут привести к тому, что даже небольшая пробоина в корпусе приведет к потере лайнера.
На тот момент заявления Костенко сочли бестактными. Причем им был подготовлен подробный отчет с аргументами и указаниями на просчеты. Как показывает история, Костенко был прав до мелочей – понадобилось два часа, чтобы лайнер затонул, получив пробоину.
Причем эта история имеет документальное подтверждение, ведь своими мыслями на сей счет Костенко делился в письме генералу флота – Алексею Крылову. Он к тому же, был членом общества британских корабелов. Да, Крылов был согласен с опасениями своего коллеги, но и его мнение британцы во внимание не приняли, считая, что русские просто завидуют размаху «Титаника».
После возвращения с командировки Костенко оказался арестован за свою революционную деятельность. Его приговорили к шести годам лишения свободы. К счастью, причем не только Костенко, но и отечественного судостроения в целом, у молодого инженера нашлись высокопоставленные покровители. Тот самый Крылов лично просил последнего русского царя о помиловании Костенко. И он, будучи достаточно миролюбивым человеком, помилование подписал, ведь сложно было не согласиться с доводами Крылова о том, что стране нужны умные люди.
Почему правительство США запретило заниматься расследованием кораблекрушений
Пусть работает, но подальше от центра
В Комсомольске-на-Амуре / ФОТО: www.dvnovosti.ru
Политическая позиция судостроителя еще не раз осложняла ему жизнь, в том числе и профессиональную, несмотря на его фактическую гениальность в своей профессии. Во время революции он работал в Николаеве на судостроительном заводе. Именно на тот период его работы приходится ситуация, когда он рассмотрел крупные недочеты линкора «Императрица Мария». Их учли и в будущем они стали использоваться при строительстве новых судов.
Вместе со сменой власти города различные должности занимал и Костенко, был даже градоначальником. Несмотря на то, что для всех он все равно оставался эсером, он не эмигрировал, хотя, определенно, имел такую возможность. Его разработки использовались американскими судостроителями, и он бы явно нашел применение своим знаниям.
В 1928 году история с арестом повторяется. И снова его спасает его профессия. Однако место жительства ему меняют, сначала отправляют в Харьков, а после того как с него были сняты обвинения направляют на Дальний Восток. Он должен был работать на заводе, который к тому моменту еще не существовал. Речь идет о Комсомольске-на Амуре. Как только он добрался на место назначения, тут же начал разбирательства с руководством завода.
Инженеру не понравилась концепция строительства и он предложил свой. Однако он был новаторским и требовал нового подхода. К нему руководство готово не было. Разбирательства были громкие и дошли до самого высшего уровня. Вмешался лично Сталин и только ему удалось решить конфликт по данному вопросу. Он поддержал новаторские взгляды Костенко и утвердил его вариант.
Спустя многие годы, когда Сталин вручал награды строителям Комсомольска-на-Амуре, он вспомнит ту историю с судостроителем-выскочкой, который оказался слишком принципиальным и включит его имя в присуждение к награде.
Строил он и другой завод, который стал причиной возникновения Молотовска, который позже будет называться Северодвинском. Однако Костенко арестовывают снова, несмотря на то, что шел 1941 год и знания судостроителя стране были бы крайне полезны. Освобождён он будет в 1942 году и снова приступит к своему любимому делу. В общей сложности, в СССР нет судостроительного завода, построенного в 30-50 годы, к строительству которого не приложил бы руку Костенко. Не стало судостроителя в 1956 году и до своих последних дней он занимался любимым делом. История помнит слишком много случаев, когда ошибки при кораблестроении оборачиваются трагедией: Что известно о катастрофе подлодки "Титан" с 5 миллиардерами на борту: как приключение обернулось трагедией
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: