Петр I и его лошадь Лизетта
Во всех сражениях первого десятилетия XVIII века рядом с Петром I была Лизетта, которая, как писал Осип Беляев: «Несмотря на женское имя, лошадь сия есть жеребец персидской породы»
Свою любимую лошадь император привез из Риги в начале XVIII века. Его впечатлила стать и сила лошади персидской породы, поэтому он захотел выкупить ее у торговцев за 100 голландских золотых монет, отдав еще и впридачу своего коня. Петр Алексеевич дал лошади имя Лизетта. Поговаривали, что с таким именем у императора была фаворитка.
По словам современников государя, лошадь была красивой, но очень своенравной. Бывало, что ее оседланную приводили к императору, но тот в последний момент отказывался ехать на ней верхом и отсылал ее обратно в стойло, считая, что Лизетта чем-то опечалена и из ее глаз чуть не выкатываются слезы.
Лизетта была верной подругой императора и прошла с ним Северную войну со Швецией, а также была рядом во время Персидского похода. А 8 июля 1709 года, во время Полтавской битвы, Лизетта и вовсе спасла императору жизнь. На поле сражения государю прострелили шляпу, а вторая пуля застряла в седле лошади, не ранив ее хозяина.
После смерти своей любимицы Петр I приказал сделать ее чучело. В наши дни можно увидеть чучело Лизетты в Зоологическом музее, где также представлены собаки императора. Многих, кто видел чучело Лизетты, удивляют ее несоразмерные с ее высоким хозяином габариты (рост императора был более 2 м). Но, как оказалось, во время реставрации в 1837 году чучело просто было неправильным образом набито.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: История появления домашних животных >>
Елизавета Петровна и ее коты
Решение Елизаветы Петровны завести в столицу десятки котов спасло не только царские покои от набегов крыс и мышей, но и в будущем сохранило художественное наследие Эрмитажа
В годы правления Елизаветы Петровны императорские дворцы заполонили мыши и крысы. Чтобы избавиться от грызунов, императрица в 1745 году выписала в Петербург 30 самых крупных и умелых котов-мышеловов из Казани, о ловкости которых много лет ходили настоящие легенды. Помимо котов, Елизавета Петровна попросила прислать еще и человека, который хорошо знает эту породу и будет кормить новых питомцев, а также следить за ними.
На просьбу Елизаветы Петровны сразу откликнулся Казанский губернатор Артемий Загряжский, который сразу понял, что у котов впереди поистине царская жизнь. Губернатор отправил из Казани в Петербург 3 десятка кастрированных котов, которых определили на лейб-гвардейскую службу и обеспечили особым довольствием. Котов, живущих в царских покоях, Елизавета Петровна приказала кормить не обычным мясом, а дичью — рябчиками и тетеревами.
Казанских котов поначалу разместили во дворце на углу Невского и Большой Морской, а после — уже и в Зимнем дворце. А при Екатерине II — основательнице Эрмитажа — казанские коты стали там полноправными хозяевами. Тогда их разделили на «домашних», ставших украшением дворца, и «охранников картинных галерей», воевавших с грызунами в стенах Эрмитажа.
Потомки этих известных мышеловов существовали до Великой Отечественной войны. За 2 с лишним года блокады Ленинграда все коты погибли, а Зимний дворец наводнили целые полчища огромных крыс. После окончания войны в Ленинград вновь завезли котов: 4 вагона кошек из Ярославской области и 5 тыс сибирских котов.
Именно потомки этих котов и «работают» сейчас в Эрмитаже. Около полсотни котов живут в 20-километровом «кошачьем подвале», и в их честь весной ежегодно празднуют День Эрмитажного кота, на который любят приходить как жители культурной столицы, так и приезжие.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему на Руси с древних времен друг другу котов дарили: от крестьян до царей и цариц >>
Екатерина II и ее левретка Земира
Когда Земира умерла, императрица несколько дней не выходила из своей опочивальни, переживая потерю
В 1770 году придворный врач Томас Димсдейл прислал императрице левреток из Англии, которых звали Сэр Том Андерсон и Дюшесса. Эта парочка наплодила внушительное потомство — более сотни щенков. Малых итальянских борзых с превеликим удовольствием разбирали семьи Волконских, Нарышкиных, Орловых и прочих аристократов.
Но самая любимая собака императрицы появилась на свет летом 1778 года. Свою любимицу Екатерина Алексеевна назвала Земирой — в честь героини французской комической оперы «Земира и Азор». Эта левретка не только удостоилась специальной атласной плетеной корзинки у постели императрицы, но и личного пажа, который исполнял все ее желания.
Когда Земира умерла в 1785 году, убитая горем правительница не покидала свои покои на протяжении нескольких дней. Любимицу Екатерины II похоронили в Царском Селе рядом с ее предками — Томом и Дюшессой. Также императрица попросила французского посла Луи-Филиппа Сегюра написать для Земиры эпитафию.
Николай I и пудель Гусар
«Когда Николай хотел вознаградить за что-нибудь одного из сыновей, он укладывал его спать вместе со своим псом Гусаром на полу возле своей кровати, подстелив старую шинель» - Александр Дюма, «Путевые впечатления в России», 1858-1859
Изначально этого пса звали Мунито. Он жил в Карлсбаде и выступал за деньги со своим хозяином. Пес умел считать, различать цвета и угадывать карты. Вскоре о невероятно умной собаке дошли слухи и до русского посла при Венском дворе Дмитрия Татищева, который решил купить необычную собаку и презентовать Николаю I. Император решил, что псу нужна новая кличка и назвал его Гусаром.
Александр Дюма описывал Гусара как старого и грязного пса, но, бесспорно, любимца Николая Павловича. Гусар был всегда рядом с императором и с удовольствием пользовался всеми привилегиями избалованной собаки. Пес даже завтракал со своим хозяином и съедал его сухари. А если император желал поговорить с кем-то из семьи или служащих во дворце, то он отправлял Гусара, который хватал нужного человека за одежду. При дворе все уже знали, что это означает приглашение к Его Величеству.
Император не жалел на своего питомца денег. Также он был щедр с людьми, которые стригли, лечили и приводили домой загулявшего пса. В 1840-х годах Гусар скончался, его похоронили, как и многих других питомцев императоров, в Царском Селе.
Александр II и сеттер Милорд
Любимой собакой Александра II был черный сеттер Милорд — его образ остался в десятках картин, фотографий и скульптур
И хотя у Александра Николаевича было 5 любимых собак, все же самым дорогим его сердцу был черный сеттер Милорд, образ которого можно увидеть на многих картинах и фотографиях. Пес был верным спутником императора, он всегда был с ним рядом. В мемуарах современников Александра Николаевича можно прочесть множество забавных историй, связанных с Милордом.
Но однажды Александр II отправился в Париж на Всемирную выставку и первый раз в жизни оставил питомца дома. Милорд так сильно тосковал по любимому хозяину, что отказался от еды и скончался от разрыва сердца. На мемориальном камне царскосельского парка появилась надпись: «Добрейший и милейший Верный Милорд. 1860–1867».
Александр III и лайка Камчатка
Никогда не забуду эту чудную и единственную собаку! У меня опять слезы на глазах, вспоминая про Камчатку...Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг, нет и быть не может, а пес может быть, и Камчатка был такой» - Александр III — Марии Федоровне, 14 апреля 1892 года
Свою любимую собаку Александр III получил в подарок в 1883 году от матросов, прибывших с Дальнего Востока. За 3 года матросы крейсера совершили кругосветное плавание из Кронштадта до Петропавловска-Камчатского и обратно. Собственно, в честь этого собака и получила кличку Камчатка. Белая лайка с подпалинами стала полноценным членом императорской семьи.
Собака даже жила в императорских покоях в Гатчинском дворце, что не нравилось лекарям Его Величества. В основном Камчатку кормили крекерами из запеченного мясного фарша и печени, приготовленными по особому рецепту. Также собаку баловали свежей дичью после охоты. Особенно она любила зайцев, но была не прочь полакомиться и олениной.
17 октября 1888 года произошло крушение императорского поезда неподалеку от станции Борки под Харьковом. В железнодорожной катастрофе погиб 21 человек и любимица императора — Камчатка. К счастью, больше никто из императорской семьи не пострадал, но Александр Николаевич был убит горем потери любимого питомца, которому было всего 5 лет. Он считал Камчатку единственным преданным, верным и бескорыстно любящим другом.
Останки собаки привезли в Гатчинский дворец и похоронили под окнами кабинета Александра III. Любовь к братьям нашим меньшим была сильна не только у русских императоров. Одной самых известных любительниц собак была королева Великобритании и Северной Ирландии и королевств Содружества Елизавета II. Читайте в следующем материале о самой большой страсти королевы Елизаветы: 30 корги за 80 лет.из
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: