Уродливые дети Ренессанса.
На Тамблере уже довольно давно существует зантная страница под названием "Ugly Renaissance Babies" или же «Страшные дети Ренессанса». Здесь собрана большая коллекция старых картин с изображением детей - и не просто детей, а чрезвычайно уродливых, страшных, больше похожих на обрюзгших взрослых, чем на ангелоподобных детишек.
Подборка уродливых детей на картинах Ренессанса.
На Tumbler картины сопровождаются довольно саркастичными, а иногда и откровенно издевательскими подписями, из-за которых может сложиться впечатление, что художники того времени просто-напросто не умели рисовать людей, или же не умели рисовать конкретно детей. Кто знает, может, тогда люди искусства и не знали вовсе, как выглядят реальные дети?
Явление господне: изгнание менял (фрагмент). ок. 1480-1500.
Ребенок, выглядящий старше своей матери.
Но на самом деле причина в другом. На самом деле, по тому, как изображен младенец на картине, можно даже понять, принадлежит ли она периоду Ренессанса или Средневековья. Это не всегда будет гарантией, но тенденции все-таки налицо. Дело в том, что большинство картин с уродливыми детьми на самом деле принадлежат периоду до XIV века - именно в это время, как считается, зародился Ренессанс.
Представление художника о рождении гомункула.
Мартен ван Хеемкерк.
До этого времени основная часть картин была на религиозную тему, и потому дети на полотнах изображали или Иисуса или знаменитых святых. Согласно тогдашнему верованию, Иисус не мог родиться маленьким беспомощным орущим детенышом, это полность противоречило идее о его божественности. Неужели сын божий стал бы мочиться под себя и ползал на коленках по грязному полу хлева? Нет, церковь утверждала, что Иисус родился уже полностью сформировавшимся и даже сразу после рождения он выглядел так же, как и взрослый, просто был маленького размера - и с возрастом он увеличивался, но существенно не менялся.
Святой Николай отказывается от материнского молока. Автор неизвестный.
Андреа Мантегна *Мадонна с ребенком.*
Эта идея получила название "гомункула," что буквально переводится как "человечек." И раз уж Иисус родился "взрослым," то и остальных детей было негоже изображать иначе. Вот так вот и появилась тенденция изображать детей, которые подчеркнуто не выглядят, как дети. Тем более, что художников средневековья мало интересовал реализм - их больше заботила приверженность традициям. Раз остальные рисуют детей уродливыми, то значит и все художники должны так рисовать.
Лукас ван Лейден *Дева с ребенком* (фрагмент).
Икона.
В эпоху Возрождения, или Ренессанса, кроме религиозной темы стали также появляться и другие мотивы среди картин. Появились портреты людей среднего класса, простых людей. И им совсем не хотелось видеть своих детей уродливыми старичками. Так гомункулы ушли на второй план, а реалистичность образов стала первоочередной.
Джулиано Буджардини *Сцена из Истории Тобиаса.*
Не все тенденции создания тех или иных картин очевидны, так, в нашей статье "10 любопытных фактов" мы раскрываем некоторые моменты истории, послужившие причиной создания известных художественных произведений.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: