Берта Моризо - французский художник импрессионист, которая на своих полотнах изображала широкий спектр сюжетов (от пейзажей и натюрмортов до домашних сцен и портретов). Выросшая в традиционном стереотипном обществе, которое не допускало развития женщин-художниц, Моризо смогла внести свой неотъемлемый и значимый вклад в историю искусства и даже превзойти многих мужчин-импрессионистов. Берта Моризо стала первой женщиной - импрессионистом в истории.
Семья Берты
Берта Моризо родилась 14 января 1841 года в Бурже, Франция. Отец Берты Моризо был высокопоставленным государственным чиновником, а ее дед - влиятельным художником в жанре рококо Жан-Оноре Фрагонар. Художественный талат проявился у Берты и ее сестры Эдмы еще в детстве. И несмотря на гендерные стереотипы того времени (женщинам не позволено было участвовать в официальных художественных сообществах), сестрам удалось заслужить уважение в творческих кругах благодаря своему природному таланту. Как и Мари Браккумон, Мэри Кассат и другие известные женщины-художницы эпохи, Моризо избегала городских уличных сцен и обнаженных фигур, которые изображали мужчины-импрессионисты. Берта сделала акцент на ежедневные бытовые сцены, сосредотачиваясь на сюжетах с лодками, садом, домашних интерьерах и портретах семьи и друзей, которые олицетворяют комфорт и тепло семейной жизни и дружбы. Сестры
Чтобы набраться опыта сестры отправились в Париж в конце 1850-х. Там они изучали живопись и копировали работы Лувра под руководством Джозефа Гишара. Также они брали уроки живописи у пейзажиста и художника Барбизонской школы Жана-Батиста Камиля Коро, который передал им знания о работе на открытом воздухе. Впервые Берта выставила свои работы в престижном государственном салоне в 1864 году. После успешного дебюта она получила право на участие в салоне в течение 10 последующих лет. Спонсируемый правительством и оцениваемый академиками, Салон был официальной, ежегодной выставкой Академии изящных искусств в Париже.
Знакомство с братьями Мане
В 1868 году коллега Берты - Анри Фантен-Латур - познакомил ее с Эдуардом Мане. У них завязалась крепкая дружба 1874 году она вышла замуж, но не за самого Эдуарда, почитаемого модернистского художника XIX века, а за его брата Эжена Мане. Брак обеспечил ей социальную и финансовую стабильность, что дало его возможность всецело заниматься любимым делом - живописью. Родственные связи с братьями Мане значительно повлияли на творчество Моризо, на ее полотнах появились импрессионистские нотки. Она также подружилась с импрессионистами Эдгаром Дега и Фредериком Базилем. Творчество Моризо
Ее увлечение импрессионизмом было настолько велико, что она впервые отказалась от участия в официальном салоне в 1874 году. Вместо этого она решила принять участие в «отвергнутом» первом независимом показе картин импрессионистов, в который вошли работы Дега, Камиля Писсарро, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне и Альфреда Сислея. Среди картин, которые Моризо продемонстрировала на выставке, были «Колыбель», «Гавань в Шербуре», «Игра в прятки» и «Чтение»."Колыбель
Гавань в Шербуре
Игра в прятки
Когда в 1883 году Берта Моризо и ее муж начали строительство нового дома, она намеренно не включила в планировку отдельную студию. Берта отличалась особой семейственностью и женственностью. Поэтому, чтобы не нарушать общую гармонию дома, Моризо попросила архитектора сделать для нее отдельный скрытый шкаф. И когда в дом приходили гости, Берта прятала в шкаф свои краски, полотна и кисти, чтобы общая обстановка дома не была потеряна.
После смерти Эжена в 1892 году, Берта Моризо продолжала писать картины. Никогда не достигнув коммерческого успеха, она все же превзошла Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара и Альфреда Сислея. Берта была женщиной с большой культурой, чистым талантом и шармом. Работы Берты с нежной и тонко подобранной палитрой с изысканными цветами - часто с приглушенным изумрудным сиянием - завоевали восхищение ее коллег импрессионистов.
С другой стороны, ее тематика, сфокусированная на домашних делах, материнстве и детях, временами рассматривалась как простое выражение ее женской натуры, но редко рассматривалась как серьезное проявление художественного таланта или изображение нового городского буржуазного образа жизни.
Наследие
Первая персональная выставка Моризо состоялась в 1892 году, а два года спустя французское правительство приобрело ее картину маслом «Молодая женщина в бальном платье».
За свою жизнь Мориpо продала около 30 картин. Учитывая, что ей не нужно было обеспечивать себя, она уступала свои полотна по ценам ниже рыночных. Из 850 картин, пастелей и акварелей, которые она создала за свою карьеру, большинство так и осталось в коллекции ее семьи.
Молодая женщина в бальном платье
Однажды в своем письме своей сестре Берта писала: «Похоже, что я прожила свою жизнь, ничего не добившись, продавая свои работы по низким ценам. Это ужасно удручает». К слову, Эдма получила художественное образование именно у Берты, но бросила живопись когда она вышла замуж.
В свидетельстве о смерти Берты Моризо было указано «без профессии». Эссе поэта и философа Поля Валери 1926 года под названием «Тетя Берта» отождествляло картины Моризо с женской практикой ведения журналов XIX века, увековечивая странный, любительский взгляд новаторского художника. Но Моризо была не просто любителем: ее вклад в историю искусства постепенно возрождается, раскрывая взгляды на женскую обыденность. Берта Моризо получила воспаление легких и скончалась 2 марта 1895 года в возрасте 54 лет.
Сегодня имена великих художников-импрессионистов знает весь мир. И вызывает недоумение вопрос почему публика потешась над известными сегодня импрессионистами. Но так было на самом деле
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: