Для многих стал настоящим сюрпризом и открытием, а также вызывающим сомнение тот факт, что жюри 76-го Венецианского кинофестиваля решили присудить главную награду фильму «Джокер» Тодда Филлипса наряду с историческим триллером «Офицер и шпион», созданным весьма спорным режиссёром Романом Полански. Соответственно, эти картины получили «Золотого льва» и «Приз Большого жюри». Стоит сказать, что на награждение «Джокера» указывали практически все знаки, поскольку во время показа на острове Лидо он вызвал в большинстве своём положительные, хоть и местами противоречивые отзывы. Что же известно об этом фильме и чего от него ждать?
Вкратце о сюжете и истории персонажа
Джокер, одержавшие две награды. \ Фото: irenebrination.com
Этот фильм – это не обычная история о супергерое, к которой мы привыкли. Хоакин Феникс играет роль Артура Флека – одинокого и несчастного человека, который проживает в городе Готэм, и, вероятно, имеет всего одного близкого человека и друга – свою мать. Также Флек частенько посещает психотерапевта, поскольку никак не может справиться с состоянием, которое побуждает его разражаться маниакальным приступом смеха в самых неожиданных местах. При этом сам он работает комиком, вынужденным одеваться, как грустный клоун, мечтая стать при этом известным и дарить людям радость и улыбки.
Однако всё идёт вовсе не так, как ему хотелось бы. Люди частенько игнорируют его, смеются над ним не тогда, когда он шутит, а попросту в самых обыденных ситуациях, называя его полным придурком. Желая быть замеченным и любимым, Флек сходит с хорошей тропы и постепенно превращается в Джокера, обретая тягу к насилию. Это вынуждает даже Мюррея Франклина (которого играет Роберт Де Ниро), ведущего популярного ток-шоу, что всегда смеялся над Флеком, признать его статус и положение.
А как вам такой Джокер? \ Фото: hesquire.ru.
Предположительно эта история будет основываться на «Убийственной шутке» Алана Мура и Брайна Болленда, однако создатели фильма утверждают, что это не совсем полная адаптация романа, написанного в 1988 году. Это скорее попытка Филлипса рассказать, как, откуда и почему появился такой легендарный и всем известный суперзлодей.
И за этой историей в самом деле стоят совсем другие отсылки, к примеру, на «Таксиста» Мартина Скорсезе и «Короля комедии». Сам же Тодд Филлипс, вероятно, понял, что связь между эмуляцией и инновацией предельно тонка, а потому на экране зрители смогут наблюдать совершенно новые картины и события, которые, впрочем, весьма похожи на всё то, что мы видели ранее.
Версия Джокера от Хоакина и его предшественников
Хоакин Феникс в образе Джокера. \ Фото: google.ru.
Хоакин также представит широкому кругу зрителей свою собственную версию Джокера. В прошлом мы уже видели глупого шутника в ярко-фиолетовом костюме, которого нам представил Сизар Ромеро в телесериале «Бэтмен», что выходил на экраны в 60-х годах. Также стоит отметить клоуна, которого нам продемонстрировал Джек Николсон в фильме «Бэтмен» 1989 года, снятом в стилистике Тима Бёртона.
Премьера не за горами. \ Фото: google.ru.
После этого последовали более правдоподобная и заслуживающая доверия версия Хита Леджера в «Тёмном рыцаре» от Кристофера Нолана, выпущенном в 2008 году. А также весьма неубедительно и поверхностно сыгранный и изображенный персонаж Джареда Лето в «Отряде самоубийц» Дэвида Айера, который увидел мир в 2016 году.
Джокер Хоакина Феникса – это сложный персонаж, который движется в абсолютно реалистичном, грязном и тёмном мире. Отметим, что он не имеет ничего общего с супергероями, которых мы привыкли видеть в окружении спецэффектов и одетых в героические и футуристические боди-костюмы.
Невероятная история Джокера. \ Фото: youtube.com.
У Флека своя миссия, а его карьера комика в конечном итоге превращается в медленный, но планомерный, беспощадный спуск в самые глубины Ада. Говоря архитектурно, этот фильм интересен не только с точки зрения подачи самого персонажа, но и тех мест, в которых он пребывает. Начиная от монументальной Больницы Аркхем и заканчивая неосвещенными и мрачными, небезопасными улицами ночного Готэм-сити, от коридоров, которые Артур наполняет своим безумным, заразительным смехом, до ступеней, на которых он танцует, будто убитый горем художник-мим или же как извращенный и безумный Дьявол в своём человеческом обличье, отмечая тем самым момент его перехода от простого человека до антигероя-анархиста.
Этот переход также заметен благодаря ярким костюмам Марка Бриджеса: дизайнера, который доказал право на существование своей моды, приняв участие в съёмках фильма «Прозрачная нить» Пола Томаса Андерсона в 2017 году. Отметим, что эта картина получила премию Оскар за лучший дизайнерский костюм годом позже. Именно Марк стал тем человеком, который придумал скучный, повседневный гардероб Артура, наполненный нейтральными оттенками, среди которых стоит отметить бежевый и грязно-серый. Всё это резко контрастирует с насыщенным, алым костюмом, нефритово-зелёной рубашкой и шафрановым жилетом Джокера.
«Золотой лев» в Венеции и связь с реальными событиями
Кадр из тизер-трейлера. \ Фото: irenebrination.com.
Решение жури, во главе с Лукресией Мартель, присудить главную премию страшному и ухмыляющемуся антигерою, в общем-то, не противоречит духу самой Академии, которая в прошлом уже вручала «Золотого льва» самым неожиданным картинам. Так, стоит отметить и такие фильмы, как «Рома» Альфонса Куарона и «Форма воды» Гильермо Дель Торо, которые также, по версии Академии, считаются невероятно знаковыми и успешными. Однако, в Венеции «Джокер» стал весьма дискуссионным фильмом с неоднозначными оценками, что побудило некоторых критиков задаться вопросом, является ли этот фильм левым или правым (консервативным или анархическим), и в самом деле ли он поощряет женоненавистническую, хоть и непроизвольную, культуру безбрачия.
Надо улыбаться, чтоб живым казаться. \ Фото: irenebrination.com.
Тем не менее, в момент, когда люди бунтуют на улицах города, а Джокер оживает на экране телевиденья, тем самым завершая превращение Артура Флека из жалкого и неуверенного в себе неудачника в мстительного победителя-безумца, можно услышать, как он повторяет: «Это только я, или весь мир вокруг сходит с ума?», что помогает провести параллель между фильмом и современными реалиями. Тодд Филлипс действительно нашёл место упоминаниям в фильме некоторых реальных тем, к примеру, урезание медицинских услуг, насилие с применением огнестрельного оружия и многое другое. Глядя на то, как кто-то движется не в том направлении, меняя и ломая себя, стараясь стать «правильным», понимаешь, что мстительная фантазия Джокера – это не безумие, а всего лишь результат жизни в той реальности, в которой мы находимся.
Смена вектора от DC и дальнейшая судьба «Джокера» на экранах
Кадры со съёмок фильма Джокер. \ Фото: 24smi.org.
Эта пугающая история происхождения антигероя из DC Comics стала первой, которая позволила прикрыть конвейер по выпуску классических, ярких, но бездушных фильмов о супергероях. На смену им пришла весьма спорная, экспериментальная картина, которая посвящается всем тем поклонникам, которые любят изучать своего персонажа под микроскопом, и которым важна история его развития, а не наляпистые компьютерные сражения и обтягивающие, классные и яркие боди.
Лови момент. \ Фото: 24smi.org.
Говоря о костюмах напоследок, стоит задаться вопросом, вдохновит ли косплееров по всему миру новый гардероб Джокера от Бриджеса? Вероятно, что так, и скорее всего в ближайшем обозримом будущем мы увидим не только нечто новое на экране, но и несколько грустных, пугающих и одновременно завораживающих мстительных клоунов-безумцев, расхаживающих на модных подиумах со всего мира в сшитых на заказ, дорогих костюмах, таких, как тот, что носит сам Джокер.
О премьере фильма «Джокер» можно говорить бесконечно долго, сравнивая персонажа Хоакина Феникса с легендарным Джокером, роль которого исполнил Хит Леджер. Ведь сколько людей, столько и мнений. Но, к сожалению, второго такого уже не будет, а роль Джокера посмертно закрепилась за талантливым актёром, ушедшим из жизни в возрасте двадцати восьми лет…
По материалам сайта irenebrination.com
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: