В известных литературных произведениях русских писателей часто встречается упоминание их личных гастрономических привязанностей. В «Собачьем сердце» Булгакова обозначена его любимая рыба, Шолохов явно предпочитал простую казацкую еду, детально описывая ее в "Тихом Доне". Блок высокопарно представлял в своих стихах голубую столовую из Шахматово, а Антон Павлович Чехов не менее красочно рассказывал о карасях в сметане. Вспомним, чем любили полакомиться русские классики и как персональный рацион отражался на их жизни.
Коронный яблочный пирог для Пушкина
Пушкин всегда любил плотно покушать. /Фото: cdnstatic.rg.ru
Александр Сергеевич всегда отличался отменным аппетитом. Как вспоминал Вяземский, Пушкин за раз съедал пару десятков персиков или любимых моченых яблок, а бывая у Пожарского в трактире заказывал десяток котлет. Вынужденно пребывая 2 года в Михайловском Пушкин часто гостил у Вульфов в Тригорском. Алексей Николаевич, сын хозяйки, рассказывал, что больше всего поэт любил полакомиться яблочным пирогом. О своем намерении приехать в гости извещал заранее запиской, которую подписывал «Ваш яблочный пирог». Тот обожаемый Пушкиным десерт готовился на основе слоеного теста. Начинкой служили местные яблоки медового сорта. Такое лакомство выходило хоть и сытным, но невероятно нежным и хрустящим. Запивал пирог Пушкин большим количеством чая.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Чем кормили красноармейцев во время Второй мировой: Почему тушенка была американской и куда бомбардировщики летали за черешней.
Чеховские блины и умеренность писателя в еде
Чехов редко объедался. /Фото: avatars.dzeninfra.ru
По множеству воспоминаний знакомых Антона Павловича Чехова в еде он был умеренным. Хоть и писал о себе самом, что порой испытывает страсть к какому-то очередному блюду. И в такие периоды писатель наедался сверх меры. В своих произведениях Антон Павлович частенько пел оды русским блинам, к которым всю жизнь относился трепетно. Предпочитал классик блины с паюсной икрой, соленой рыбой, рубленными яйцами, грибами, сельдью, редькой в меду. Чехов часто повторял, что лучшие блины получаются исключительно у женщин. «Мужские блины не блины», - утверждал он. «Они дают впечатление резиновых калош, а вкусом далеко отстают от женских». Еще одним любимым чеховским блюдом, описанным неоднократно в дневниках и ряде произведений, были караси в сметанном соусе. В рассказе «Сирена» есть реплика-рекомендация одного из героев: «Из рыб самая лучшая — это жареный карась в сметане; только чтоб он не пах тиной и имел тонкость, нужно продержать его живого в молоке целые сутки».
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:От конопли до морковного напитка: Какие блюда ели крестьяне на Руси, и Почему от мяса у славян животы болели.
Рецепты жены Толстого
Застолье в доме Толстого. /Фото: veryimportantlot.com
Назвать одно любимое блюдо Льва Толстого не проще, чем обозначить главного героя «Войны и мира». Взаимоотношения великого классика с едой складывались противоречиво. Толстой однозначно любил поесть, часто переедая и коря себя за это. «Поваренная книга» Софьи Толстой включала свыше 160 изысканных рецептов и считалась в семье гастрономической Библией. В этом сборнике оставляли свои записи и близкие друзья графа. Одна из таких - «Пастила яблочная Марии Петровны Фет» — рецепт от супруги Афанасия Фета.
К 50 годам Толстой решил стать вегетарианцем. От мяса отказался, но яйца и молочные продукты из рациона не исключил. От такого шага количество блюд на столе Толстого не уменьшилось. Как доказательство — выдержки из ежедневного меню с пометками для домашнего повара, которые лично делала Софья Толстая. Утром Лев Николаевич употреблял яйца во всех возможных видах и бесконечные вариации каш. Вегетарианство было принудительным для всего окружения писателя. Секретарь Толстого Булгаков рассказывал, что к 18.00 в зале-столовой Толстых накрывался общий для всех вегетарианский стол, состоявший из 4-х блюд и кофе. Из предпочитаемых графом кушаний с регулярной частотой повторялись такие: яблоки протертые с черносливом, суп с клецками, рис с зеленой фасолью, суп-пюре на цветной капусте, картофельный салат со свеклой, рыба с морковью.
Отдельная слабость Толстого - сладкое. За ужином к чаю в доме писателя подавали варенье собственного приготовления из абрикосов, крыжовника, вишни, персиков, слив, яблок. В яблочное обязательно добавлялись лимон с ванилью. Фрукты и ягоды выращивались в приусадебной оранжерее Ясной Поляны.
Селедка в молоке для Булгакова
Булгаков жил в тяжелое время, но от застолий не отказывался. /Фото: m-bulgakov.ru
Булгаков жил в неспокойное и голодное время, но не мог себе отказать в приеме гостей. Ни их, ни хозяина не тяготили скромная обстановка в доме и ограниченный бюджет застолий. Писатель умел уложиться в минимум, организовав при этом изысканный обед. Любимыми блюдами Булгакова считались рыба и ветчина. Но в качестве истинного деликатеса он признавал маринованную селедку в молоке, в которую могли добавить особую грибную подливу или огурцы. Не воспрещалось запить сие яство рюмкой водки. В "Днях Турбиных" встречается цитата: "Помилуйте, я тоже не пью. Но одну рюмку. Как же вы будете селедку без водки есть? Абсолютно не понимаю...". Водка в доме Булгакова разбавлялась травяным рижским бальзамом. Кроме этого, пили анисовую и кардамонную настойки.
Сосиски для Шолохова
«Деликатес» Шолохова – картошка с сосисками.
Писатель Михаил Шолохов оставил читателям «вкусный» роман "Тихий Дон", где в некоторых эпизодах с описанием застолий в доме Мелеховых трудно совладать с аппетитом. Это произведение насквозь пропитано ароматами казацких обедов. Сам Шолохов любил селедку, пирожки с картошкой, мясом и бараньими шкварками. Вареную картошку, заправленную жирной домашней сметаной, мог есть прям из чугунка. Супруга Мария Петровна старалась, пытаясь угодить мужу. Любила побаловать Шолохова донскими раками по-казачьи, мясом, тушеным по ее персональному рецепту, икрой, домашней украинской колбасой с чесноком, домашними бочковыми помидорами и малиной со сливками. Друг Шолоховых писатель Ортенберг вспоминал, как Михаил Александрович в один из праздников встречал гостей в комнате, выступавшей одновременно кабинетом и спальней. Стол был накрыт неплохими для того непростого времени угощениями: чай, свиная колбаса и большое блюдо винегрета. Но сильнее всего писатель был привязан к жареной картошке со свиными сосисками. Это блюдо он мог есть непрерывно, произнося традиционный казацкий тост "Будьмо!"
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: