+1 0
0
-1 0

Откуда появилось слово «халява», и что оно означало раньше: какое отношение имеет к дармовщине



Халява известна многим, и многие на нее падки, как говорят в народе: «На халяву и уксус сладок». В том смысле, что его никто пить не собирается, а просто даже он сгодится в качестве напитка, если это бесплатный и дармовой продукт. Так могут сказать о любой вещи, доставшейся даром, хотя ранее слово «халява» имело конкретное назначение – голенище сапога или форму для выдувки стекла. Хотя есть и другие версии, что оно произошло от еврейского слова, означающего молоко, которое у евреев считалось некошерным. Но «халява» в итоге стала жаргонным словом, которое в советское время только еще больше укрепилось благодаря заботе государства – обеспечить всех необходимым из казны.


Халява у сапог


Халява у сапог.

Халява у сапог.

Сапоги с голенищем никого сейчас не удивят, а в Средневековье они не каждому были доступны. Во времена Алексея Михайловича в XVII веке такие сапоги стоили 15-18 копеек. Кажется, что это сущий пустяк, но, например, мастер мог получать в день только 4-5 копеек. В следующем веке они стоили уже 1 рубль 5 копеек, а за пошив брали 10 копеек. В 1905 году цена возросла, и они могли стоить от 4 до 20 рублей, что в переводе на современные деньги примерно от 4 до 19 тысяч рублей. Бедным и многодетным семьям постоянно выделять средства на обувь не было возможности, а она снашивалась. Из этого нашли выход, потому что это касалось в основном нижней части, а верх оставался целым или, по крайней мере, в сносном состоянии. Он и назывался на Руси – холявой, которую оставляли, пришивая к другой подошве. Так и связали «на халяву» с экономией, а порой и дармовым получением чего-либо, а тогда на Руси просто был способ прикрепить на холяву новый ботинок.

После того как сапоги перестали быть диковинной вещью, их не только носили для удобства, но и использовали по максимуму голенище как карман. Широкое позволяло спрятать или что-то в него положить, чтобы не мусолить предмет в руках. Например, кусок хлеба, завернутый в ткань для перекуса, а можно было что-то стащить и тоже спрятать за голенище, то есть за халяву. Получалось, что припасенное за халявой доставалось с наименьшими усилиями, поэтому «на халяву» означало легкодоступное.
Ложка за голенищем сапога как вариант поесть на халяву.

Ложка за голенищем сапога как вариант поесть на халяву.

На Руси была еще одна традиция – не выходить из дома, не взяв с собой ложку, которую носили в голенище сапога. Это было удобно, потому что никто свою не давал, а если попадал на угощение, то ложка оказывалась всегда при себе, и можно было отведать «на халяву».

Еврейское некошерное молоко халав


Молоко (халав) от некошерных животных раздавали.

Молоко (халав) от некошерных животных раздавали.

У евреев существуют строгие правила по разделению продуктов на кошерные (разрешенные) и некошерные, от «грязных» животных, употребление в пищу которых считается осквернением, и тогда потребуется ритуальное очищение. К такому некошерному продукту относилось и молоко, на еврейском «халав», которое было получено не от кошерного животного. Но оно могло считаться некошерным даже тогда, если было выдоено не евреем или смешивались два типа молока. Полученное с нарушением требований называлось «халав акум», то есть «молоко нееврея». Однако не пропадать же продукту в таком случае, и ему нашли применение – стали отдавать людям нееврейского происхождения, которые были далеки от еврейского Таккана. «Халава» и «халява» оказались созвучны, к тому же молоко отдавалось даром, что и могло бы означать получение продукта без усилий. Этого объяснения нет в словаре Даля, но по тому, что все бесплатное или легко добытое означает «халяву», то и оно попадает под описание.

Стеклянная халява


Стеклодув 19 века.

Стеклодув 19 века.

Стеклопроизводство на Руси было непростым делом, зато листы стекла получались качественными, хотя их делали (как ни странно) из круглых форм. Стеклодувы выдували массу, как мыльный пузырь, превращая его в цилиндр. Эта заготовка и называлась «халявой», у которой срезали два конца, разрезали и разворачивали. Пока она была еще теплой, ее разравнивали, и получался лист стекла. Было одно «но» в таком листе. Говорили, что середина оказывалась тоньше, чем края, но на это мало кто обращал внимание.

Лист стекла очень хорошо резался, и за счастье было его купить, потому что, как и все, что только появлялось, стоило дорого. Зато теперь современникам не нужно смотреть из окон, затянутых бычьим пузырем или слюдой. Халява для стекла не относится к бесплатному, но считалась легким способом, чтобы получить лист стекла. Хотя легкость в этом случае относительна – без приложенных усилий стекло бы не получилось.

Русская халява как советское наследие


Советская халява.

Советская халява.

У Даля записано, что «халява» означает штанину или механический рукав, способ дутья стекла, а в народном понятии – дармовое получение чего-либо. Именно последнее стало укоренившейся чертой русского народа. Такое стремление началось еще издревле, но расцвет выпал на советское время, когда правительство думало за граждан. Так и вошло в привычку, что, не тратя своих денег, можно было что-то бесплатно поиметь на работе, и не важно что: тетрадь, ручку, стройматериалы или палку колбасы. Главное, чтобы это было за сущие копейки или совсем бесплатно. С годами люди втянулись в этот ритм, и когда все развалилось, то трудно оказалось принять факт, что с работы ничего нельзя забрать, не заплатив, потому что предприятия стали частной собственностью.

Однако для многих россиян халява осталась реальным объектом, который просто нужно найти. Не зря и в русских сказках говорится, что «откуда ни возьмись» появилось то-то и то-то: скатерть-самобранка, золотая рыбка, печь Ивана-дурака, котелок, который сам кашу варит, и другое. Так описывалось желание – ничего не делая, получать сытую жизнь. Поиск халявы продолжается до сих пор – молодежь ищет, как скачать на халяву песни и программы, обходя платные и авторские; втереться в друзья и сходить на вечеринку, получив удовольствие и угощение, не платя ни копейки. Но, как говорится: «скупой платит дважды». Компьютеры ломаются, телефоны зависают, музыка плохого качества, а аппаратура может вообще не работать, зато куплена в два раза дешевле. Но русскому человеку трудно от нее отказаться, потому что считает, что халява она везде, стоит только руку протянуть. Таких называют «халявщиками», но искоренить то, что заложено предками, видимо, очень трудно – другая культура, другой устой.

На Руси ложки ценились, и на них же зарабатывали. Это было отдельным промыслом, в котором могли участвовать целые поселения. Но без ложки русскому никуда: то ли он в поле отправляется работать, то ли на войну, а девушки устраивали гадания на счастье, на дом и на суженого.
0
1017 просмотров
В закладки
Версия для печати