История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Крым – территория, вокруг которой не один век ведутся споры не только в политическом, но и в этническом смысле: кого можно назвать его коренным народом? Помимо славян, составляющих большинство, тут жили (и живут) и крымские татары, и потомки хазар, и греки, и евреи. По поводу последних ситуация вообще интересная и загадочная. Как и когда попал этот иудейский народ на крымскую землю? И кто из современных народностей полуострова может называть себя потомками детей Сиона.


Евреи из Европы и Азии...

Евреи жили на полуострове еще с античных времен. Историки предполагают, что они появились в этих краях во II веке до нашей эры, прибыв сюда из Малой Азии, а, может быть, и раньше, в 6-7 вв. до н.э., переселившись с Кавказа во времена ассирийского и вавилонского пленения.

Так, например, в районе Керчи археологи обнаружили мраморную плиту с надписью о том, что во времена царя Тиберия Юлия Рескупорида‚ друга цезаря, в Пантикапее (Керчи) существовала еврейская община с синагогой и жили там евреи, носившие греческие имена.

Евреи жили в Крыму еще до нашей эры. /Фото: gorskie.ru

Евреи жили в Крыму еще до нашей эры. /Фото: gorskie.ru


В первые века н.э. крымские евреи, по данным историков, также жили в достаточном количестве на полуострове – служили здесь в армии, состояли на госслужбе‚ вели торговлю и занимались ремёслами. Существуют захоронения той эпохи, на которых изображены еврейские символы.

Известно также, что в середине IX века создатель славянского алфавита Кирилл жил в Херсонесе (территория современного Севастополя), где обнаружил еврейскую общину, которая включала хазар-иудеев. Здесь Кирилл выучил в иврит и писал на нем труды.

Херсонес. /Фото: sportishka.com

Херсонес. /Фото: sportishka.com


Евреями в первые века нашей эры были населены Судак, Каффа (Феодосия), Старый Крым и южное побережье полуострова (Алушта, Алупка, Гурзуф и т.д.). В Каффе дети Сиона в конце первого века н.э. построили синагогу.

В последующие столетия Крым попадал под влияние разных завоевателей, и при всех евреи продолжали тут жить и работать.

В раннем Средневековье часть полуострова входила в состав Хазарского каганата. Более того, под влиянием купцов-евреев элита этого государства приняла иудаизм.




Во времена Крымского ханства (с 1441 по 1783) евреи держали на полуострове сады и виноградники‚ вели торговлю, занимались кожевенным делом. Известно, что в XVII веке евреи населяли Мангуп. Век спустя дети Сиона арендовали предприятия по добыче соли на крымских солончаковых озерах. Монетный двор для крымского хана также был построен евреями, и представитель этого народа по имени Яаков бен Шмуэль Нееман был назначен на должность государственного казначея.

Карло Боссоли, «Дворец крымского хана в Бахчисарае».

Карло Боссоли, «Дворец крымского хана в Бахчисарае».


После завоевания Крыма Россией в конце XVIII века евреи также продолжали жить на полуострове, став подданными империи. К этому времени на полуострове уже давно сформировались основные местные еврейские ветви: ашкеназы (выходцы из Литвы и Польши), крымчаки и караимы.

Крымчаки

Крымчаки – очень разношерстная группа в которую входили потомки переселенцев из разных земель – от Кавказа, Персии и Турции до Вавилонии‚ Византии и Хазарии, и даже из Польши‚ Украины и Литвы.

Крымчаки сегодня. /Фото: культура.рф

Крымчаки сегодня. /Фото: культура.рф


И по сей день по фамилиям крымчаков можно догадаться об их происхождении. Например, предки Ломброзо и Пиастро наверняка прибыли в Крым из Италии и Испании, предки Гурджи – из Грузии, Ашкенази – из Германии (эту страну евреи называли «Эрец Ашкеназ»); а Лехно – из Польши (от слова «лях» – поляк).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Откуда взялись жёны у детей Адама, и какие загадки про первого человека оставила Библия

По своему образу жизни, быту и одежде эти евреи были близки к крымским татарам (но крымчаки-мужчины, в отличие от последних, носили пейсы). Язык их также представлял диалект крымско-татарского. Дома у крымчаков не имели окон, выходящих на улицу (их делали только во двор). Как и у мусульман, в семьях у крымчаков главное слово всегда оставалось за мужчиной, а женщины повиновались мужьям, вели хозяйство и, как мусульманки, ходили покрытыми. Споры между мужчинами разрешали старейшины рода, а «высшей инстанцией» был раввин.

Конец XIX века, крымчаки со своим духовным лидером раввином Хаимом Хизкиягу Медини. /Фото: worldofhistory.ru/

Конец XIX века, крымчаки со своим духовным лидером раввином Хаимом Хизкиягу Медини. /Фото: worldofhistory.ru/


Крымчаки отличались аккуратностью, трудолюбием, строгостью нравов и достойным поведением, среди них обычно не встречалось ни преступников, ни распутников. Они были религиозны и дважды в день посещали синагогу. Крымские татары доверяли соседям-крымчакам и считали их «своими».

Караимы

Караимы – еще одна многочисленная община, многие века проживавшая в Крыму и говорившая на особом диалекте крымско-татарского. Эти жители полуострова считаются потомками саддукеев – иудейского религиозного направления, распространенного до разрушения римлянами Иерусалима и изгнания евреев. Интересно, что во времена Золотой Орды татары отличали крымчаков от караимов и говорили про них просто «евреи с пейсами» или «евреи без пейсов».

Герб крымских караимов. /Фото: wikipedia.org

Герб крымских караимов. /Фото: wikipedia.org


Несмотря на то, что караимы по образу жизни, языку и обычаям очень походили на другие тюркские народы, они отличались тем, что исповедовали караизм. Это религиозное течение отделилось от иудаизма примерно в VIII в столетии. В среде религиоведов караизм считается «сектой». Караимы в своей религии использовали древнееврейский язык, при этом они отрицали важный для евреев сборник религиозных текстов – Талмуд. Этот народ признавал только Письменную Тору и буквальное понимание Священного Писания, а устную считал неверной.

Основателем течения караимов считается некий еврей Анан бен Давид. Он вел активную борьбу против авторитетных иудейских мудрецов, призывая не верить их словам и всему, что сказано в Талмуде.

Современные караимки. /Фото:  liveinternet.ru

Современные караимки. /Фото: liveinternet.ru


Постепенно под влиянием многих факторов многие караимы стали отрицать свою принадлежность к еврейскому народу. Так, например, большинство их поступало при русских царях и при оккупации Крыма фашистами. Из-за неопределенного «статуса» этого народа и их неоднозначной самоидентификации отношение к караимам у больших империй было снисходительным – и Крымское ханство, и Российская империя, и даже Третий рейх давали им определенные льготы. Караимы не пострадали от антисемитизма так сильно, как «истинные» евреи.

Караимы-эмигранты во Франции, 1930-е годы. /Фото: karaimi.org

Караимы-эмигранты во Франции, 1930-е годы. /Фото: karaimi.org


Во время погромов в начале XX века им также удалось сохранить свою численность на полуострове в достаточном количестве. А в революцию некоторое время один из представителей караимского народа, Соломон Самойлович Крым, даже был председателем местного правительства.
Отметим, что у ученых до сих пор нет единого мнения о том, являются ли караимы евреями. Одни считают их детьми Сиона, а другие – потомками хазар, которые близки к евреям лишь в религиозном плане.

Ашкеназы

Массовое переселение в Крым евреев-ашкеназов произошло после присоединения Крыма к Российской Империи в XVIII веке. Это были эмигранты из России и Польши, говорившие на идише.

В Крым переезжали и выходцы из Польши и России. Фото: dzeninfra.ru

В Крым переезжали и выходцы из Польши и России. Фото: dzeninfra.ru


Эти центрально- и восточноевропейские дети Сиона к началу XX века основательно освоились на крымской земле. Однако в связи с погромами и массовым выездом их из Крыма в годы революции и гражданской войны ашкеназов здесь стало значительно меньше.

Кстати, некоторые ученые относят евреев-ашкеназов к крымчакам, считая, что они влились в эту ветвь и что не стоит их выделять отдельно.

После революции

В 30-х годах в Крыму попытались реализовать необычный аграрный эксперимент: на севере полуострова фактически организовали еврейскую республику. Предполагалось, что дети Сиона, организовавшиеся в колхозы, будут возделывать тут земли, и это место станет житницей, однако реализовать проект не дала Великая Отечественная война. Фашистами были уничтожены почти все ашкеназы и крымчаки.

Административное деление Крыма 1938 года. Синим отмечены еврейские районы. /Лариндорфский (центр Джурчи) и Фрайдорфский. /Фото: wikipedia.org

Административное деление Крыма 1938 года. Синим отмечены еврейские районы. /Лариндорфский (центр Джурчи) и Фрайдорфский. /Фото: wikipedia.org


«Горе» (Фотография евреев, убитых в Крыму в 1942 году). /Фото: Дмитрий Бальтерманц

«Горе» (Фотография евреев, убитых в Крыму в 1942 году). /Фото: Дмитрий Бальтерманц


После окончания войны еврейская жизнь на полуострове стала возрождаться, число детей Сиона – увеличиваться. Однако после распада СССР значительная часть как ашкеназов и крымчаков, так и караимов уехала в Израиль.

По данным переписи населения, проходившей в Крыму 10 лет назад, только 0,23 % жителей полуострова причисляют себя к евреям, национальность «караим» указали 0,03 % жителя (535 человек), крымчаков же оказалось еще меньше – 0,01 % (228 жителей). Для сравнения: в 1912 г. крымчаков на полуострове было 7,5 тысяч, а перед нападением на СССР Германии их число достигало почти 10 тысяч (в годы войны было убито более 90%).

В продолжение темы разных ветвей древнего семитского народа и их происхождения читайте о том, Как появились евреи-ашкеназы и откуда родом их предки: ДНК иудеев удивил учёных.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2739
25.02.2024 10:35
В закладки
Версия для печати




Смотрите также