Этой весной итальянская и мировая архитектура потеряла выдающегося градостроителя. От вызванного коронавирусом воспаления легких скончался Витторио Греготти – великий архитектор, теоретик в градостроительстве, один из основателей движения неорационализма. Он умер в возрасте 92 лет в больнице Милана, куда был доставлен вместе с женой, также заразившейся Covid-19. Мэр Милана, комментируя смерть Греготти, назвал его «послом Италии в мировой архитектуре» и коротко резюмировал «Спасибо за всё». Представляем некоторые из проектов великого архитектора.
Он оставался современным до конца своих дней
Греготти родился 1927 году в Италии, в 1952-м окончил Миланский технический университет. В создании собственной концепции в архитектуре Греготти опирался на опыт как западноевропейских, так и советских авангардистов. Идеи итальянского неорационализма он сформулировал в книге «Территория архитектуры», которая была издана в 1966 году и до сих пор актуальна.Свою концепцию по архитектуре он придумал еще в 1960-х./Архивное фото 1975 года
Со своей архитектурной студией Gregotti Associati Internationa, основанной еще в 1970-х, архитектор создал более полутора тысяч работ, в числе которых были даже проекты оформления круизных лайнеров. Последняя из работ архитектора – преобразование бывшего литейного завода в театр Театр Леопольда во Фоллонике (Гроссето).
Греготти курировал культурные и архитектурные биеннале, в течение 14 лет был руководителем журнала Casabella, освещающего тему архитектуры и дизайна.
Театр Арчимбольди в Милане, один из важнейших проектов архитектора/Фото: in-lombardia.it/
Самой неоднозначной из его работ был проект квартала социального жилья в Палермо – после постройки он получил много критики от архитекторов и от самих жильцов, впрочем, идеальным во всем быть невозможно.
Театр в Экс-ан-Прованс
Оперный театр, который принято называть «Большой театр Прованса» – место проведения ежегодного Экс-ан-Прованского оперного фестиваля, а также Пасхального фестиваля. Здание расположено в Экс-ан-Провансе в новом квартале Секстий Мирабо.Большой театр Прованса/Фото:Jean-Claude Carbonne
Один из известнейших проектов Греготти/Фото:caffeinamagazine.it
Большой театр Прованса стал домом для французского Молодежного оркестра, ансамбля Coffee Zimmermann и Филармонической палаты.
Театр был открыт в 2007 году, Греготти работал над ним вместе с Паоло Колао, и этот проект называют образцом архитектуры XXI века.
Театр в вечернее время подсвечивается/Фото:jazztour.ru
Здание установлено на пружине, чтобы эффективно устранить помехи вибрации от поездов железной дороги, расположенной неподалеку.
Концертный зал рассчитан на 1370 мест, из которых 950 – в партере. При оформлении интерьеров в качестве тематического элемента была выбрана гора Сент-Виктуар – символ Прованса и знаковая достопримечательность Франции.
Греготти на открытии театра в 2007 году/Фото:Экс-ан-Прованс
Культурный центр Белем в Лиссабоне
Здание расположено недалеко от набережной реки к западу от Лиссабона. Оно соседствует с монастырем Херонимо и окружено многочисленными историческими зданиями – такими как дворец и башня Белена, Музей археологии, планетарий, памятник открытиям.Культурный центр Белем. /Фото:wikipedia.org
Культурный центр площадью 140 тыс. квадратных метров был подготовлен за очень короткий период (1989–1992 годы). Заказчиком проекта выступило португальское государство. Греготти разработал проект совместно с архитектором Мануэлем Сальгадо.
Один из известнейших проектов Греготти, реализованный в Лиссабоне. Фото:pinterest.com
Здание выровнено с монастырем Херонимо, выходит фасадом на площадь Империо и состоит из структурных блоков с внутренними двориками и «патио-квадратами», соединяющими три основных строения. Каждый центр разделен поперечными «улицами» – это связывает интерьеры здания, которые являются продолжением исторической городской структуры Лиссабона. Центральная часть главного здания представляет собой общественное пространство.
Культурный центр известен своими музыкальными, танцевальными, театральными и литературными программами.
Олимпийский стадион в Барселоне
Мультиспортивный стадион имени Льюиса Компаниса был построен в Барселоне еще в 1927 году, а в начале 1990-х при участии архитектора Греготти арена была реконструирована для проведения летних Олимпийских игр – 1992.Фасад главной арены Олимпийских игр. /Фото:strelkamag.com
Стадион вмещает около 56 тысяч зрителей, а на период проведения Олимпийских игр его вместимость была увеличена до 70 тыс. зрительских мест.
Стадион в Барселоне/Фото:vakantiejager.nl
Олимпийские игры в Барселоне.
Стадион «Луиджи Феррарис» в Генуе
Этот стадион, который еще принято называть «Марасси» (по его географическому расположению), был построен по проекту Витторио Греготти к Чемпионату мира по футболу 1990 года на месте старого – возведенного еще в 1909-м. На нем проведено четыре игры чемпионата.Стадион в Генуе/Фото:picua.org
Работы по строительству объекта шли чуть больше двух лет и, что интересно, велись поэтапно на отдельных секторах, чтобы не прерывать игры местных футбольных команд.
Стадион «Луиджи Феррарис»/Фото:wikipedia.org
Церковь святого Массимилиано Колбе в Бергамо
Очень современная по виду церковь была построена по желанию епископа. Архитектурная студия Греготти выиграла конкурс в 1999 году, но строительство началось только в 2005-м. Работы были закончены три года спустя, еще через три года к архитектурному комплексу был добавлен органный зал.Церковь в Бергамо/Фото: Марио Феррара
Церковь имеет три яруса (первый – подвальный) и внешне выглядит как квадрат с круглой крышей. Снаружи здание покрыто песчаником, использован кварцевый цветной песок, привезенный из Индии.
В комплексе есть зал собраний, в интерьере использован белый мрамор с вставками из бронзы.
Внутренний интерьер церкви/Фото: Марио Феррара
Необычный проект студии Греготти: религиозное здание./Фото: Марио Феррара
Диаметр белого купола внутри – 18 метров. Алтарь держат 13 квадратных колонн, на 12 из которых высечены имена апостолов.
Церковь работы Греготти. Вид снаружи./Фото: Марио Феррара.
В продолжение темы читайте о том, как: японец строит дома из бумаги и картона для беженцев и олигархов.
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: