Архитектура   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0





Современные архитекторы все чаще стали слепо гнаться за модой. Одни увлекаются горизонтальными линиями, другие – волнами, третьих привлекает идея бесформенных, абстрактных зданий. По мнению лауреата Притцкеровской премии, известного на весь мир японского архитектора Сигэру Бана, единственный способ для зодчего не поддаться банальному влиянию моды – искать новые подходы к проектированию конструкций и… новые материалы. Свои уникальные дома Бан делает из картона…


Центр Помпиду в Меце (Франция). /Фото:archi.ru

Центр Помпиду в Меце (Франция). /Фото:archi.ru


Ему нравился запах дерева…

Сигэру родился в 1957 году в семье сотрудника компании «Тойота» и дизайнера одежды, но сам еще в детстве решил, что станет архитектором. Впрочем, когда у них дома работали строители, он еще не имел представления о том, что есть такая профессия, как архитектор – просто восхищался тем, что делают эти люди. Ему нравился запах дерева, он подбирал использованные щепки и бруски и потом пытался сделать из них что-то сам. Модель своего первого дома Сигэру собрал, когда учился в 10 классе…

Бан признан лучшим архитектором Японии и одним из лучших зодчих мира. /Фото:japantimes.2xx.jp

Бан признан лучшим архитектором Японии и одним из лучших зодчих мира. /Фото:japantimes.2xx.jp


Сейчас он признан не только лучшим архитектором Японии, но и одним из величайших зодчих в мире. Среди его экстравагантных работ – картонная католическая церковь в японском городе Кобе, выполненный из бумаги пешеходный мост через реку Гардон на юге Франции (его бумажно-пластмассовые ступеньки сделаны из переработанного вторсырья), бумажный концертный зал в Италии, школа из картонных труб в Китае и еще много, много подобных проектов.

Бумажный мост во Франции. /interior.ru

Бумажный мост во Франции. /interior.ru


Бан не раз подчеркивал, что творит не ради денег или мирового признания, а прежде всего для людей: «Некоторые известные архитекторы, добившись славы, перестают строить жилые дома. Ведь они не приносят большого дохода. Я с ними не согласен. Архитекторы, которых я уважаю (например, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ или Алвар Аалто) никогда не переставали строить жилье для людей, и я тоже никогда не утрачу интерес к этому направлению».

Отель, построенный по проекту Сигэру Бана.

Отель, построенный по проекту Сигэру Бана.


Архитектор для обездоленных

Наибольшую известность и уважение Сигэру Бан снискал как архитектор зданий для беженцев, пострадавших от стихийных бедствий. Руанда, Гаити, Эквадор, Китай, родная Япония – практически везде, где есть беженцы, настоящей палочкой-выручалочкой становятся картонные трубки Сигэру Бана. На их основе он возводит простые конструкции, которые дешевы, легки, очень быстро собираются и впоследствии могут быть использованы повторно – в другой точке земного шара.

Жилье для беженцев. Япония, 2018. /Фото:shigerubanarchitects.com

Жилье для беженцев. Япония, 2018. /Фото:shigerubanarchitects.com


Создавая дома для беженцев, архитектор руководствуется исключительно теми запросами, которые исходят от пострадавшей страны. И условия бывают очень специфическими. Например, возводя приюты для пострадавших от геноцида в Руанде, Бан постарался максимально экономно использовать материал, ведь он был ограничен в бюджете (50 долларов на один дом). К тому же, разрабатывая проект, он понимал, что если жилье для беженца будет слишком шикарным, у человека не будет мотивации когда-нибудь вернуться и восстановить свой собственный дом, а это неправильно.

Картонные трубки, на основе которых он строит быстровозводимые конструкции. /Фото:allamericansthings.com

Картонные трубки, на основе которых он строит быстровозводимые конструкции. /Фото:allamericansthings.com


Работая над жильем для пострадавших от землетрясения и цунами 2011 года в Японии, Бан столкнулся с еще одним интересным нюансом. С одной стороны, беженцы хотели, чтобы в их временных домах была возможность уединиться, с другой – правительство не одобряло слишком закрытые помещения, поскольку нужно было осуществлять над пострадавшими контроль (например, следить, чтобы они не пили, не было воровства и т.д.). Архитектор нашел интересный выход: сделал перегородки из полупрозрачной ткани.

Временное жилье с перегородками для эвакуированных, возведенное в начальной школе Сохо (город Курасики). /Фото:allamericansthings.com

Временное жилье с перегородками для эвакуированных, возведенное в начальной школе Сохо (город Курасики). /Фото:allamericansthings.com


Подготовка к возведению «ячеек» площадью 4 квадратных метра для жертв недавнего наводнения в Японии. Изготовление столбиков. /Фото:allamericansthings.com

Подготовка к возведению «ячеек» площадью 4 квадратных метра для жертв недавнего наводнения в Японии. Изготовление столбиков. /Фото:allamericansthings.com


В прошлом году за свои актуальные проекты для беженцев архитектор удостоен Премии имени Матери Терезы.

Бумажный детский сад в Сычуане (Китай). /Фото:shigerubanarchitects.com

Бумажный детский сад в Сычуане (Китай). /Фото:shigerubanarchitects.com


Бумага и картон – это надолго

Архитектор постоянно слышит от скептиков один и тот же вопрос: «А не будут ли картонные конструкции промокать под дождем?» «Вовсе нет, – уверенно отвечает он. В качестве примера Бан приводит церковь, построенную после стихийного бедствия в Новой Зеландии. Ее огромные картонные трубы (600 мм в диаметре) очень прочны, сверху они защищены крышей из поликарбоната, а пол у здания – из бетона.

Картонный храм в Новой Зеландии. /Фото:interior.ru

Картонный храм в Новой Зеландии. /Фото:interior.ru


Картонный храм в Новой Зеландии. /Фото:shigerubanarchitects.com

Картонный храм в Новой Зеландии. /Фото:shigerubanarchitects.com


Справедливости ради стоит отметить, что однажды у одного из его европейских зданий из-за рекордно сильного снегопада пострадала крыша, впрочем, такие форсмажоры случаются во всем мире и с обычными (не бумажными) домами.

Архитектор вовсе не считает свои монументальные проекты из картона и бумаги временными. Более того, успешность и долговечность того или иного здания, по мнению Бана, определяется вовсе не материалом, из которого оно создано.

«Архитектура не должна быть чисто коммерческой. Если здание построено только ради прибыли – даже если оно возведено в бетоне – на самом деле это временная архитектура, – рассуждает он. – В конечном итоге явится какой-нибудь другой разработчик и попытается вас обойти, разрушив ваш проект и построив свой. И в этом случае бетон можно назвать временным материалом. Однако если ты создашь проекты, которые полюбят люди, то независимо от того, из чего сделаны здания, они будут сохранены.

Немногие знают, что здание временного павильона культурного центра «Гараж» в Москве было построено 2012 году по проекту Сигэру Бана. Колонны сделаны из картона, покрытого лаком. /Фото:shigerubanarchitects.com

Немногие знают, что здание временного павильона культурного центра «Гараж» в Москве было построено 2012 году по проекту Сигэру Бана. Колонны сделаны из картона, покрытого лаком. /Фото:shigerubanarchitects.com


Бан – автор не только бумажных проектов. Он работает и с бетоном, и с металлом, и с деревом. Однако четыре года назад престижную Притцкеровскую премию он получил именно за создание своих инновационных бумажных конструкций. «Эта премия для меня – прежде всего мотивация продолжать работать в том же направлении и доказательство того, что дома из бумаги очень нужны людям и за ними будущее, – пояснил он».

А вот архитектор-дизайнер Элора Харди создает шедевральные жилые арт-объекты из бамбука и считает, что будущее именно за этим природным материалом.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







2637
22.11.2018 16:34
В закладки
Версия для печати




Смотрите также