Фотография   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0



Пластиковые динозавры ползут на колени красавицам в национальных японских костюмах, грубая веревка соседствует с нежным шелком и девичьей кожей, невинность и порок сплетаются в одно целое, а увядающие цветы выглядят так, что смотреть на них почему-то неловко – таковы работы скандально известного японского фотохудожника Нобуёси Араки. Но какими бы эпатажными ни были его фотографии, корни его творчества уходят в самое сердце японской традиции.


Ранние годы жизни и начало карьеры



Фотография Нобуёси Араки.

Фотография Нобуёси Араки.


Будущий фотограф родился в 1940 году в многодетной семье, занимавшейся торговлей гэта. Его отец увлекался фотографией и подарил сыну первую камеру. Араки быстро освоил новую технику и начал снимать все, что попадалось ему на глаза. Он стал главным «документалистом» школьных экскурсий, которые посещал в годы учебы. Тема школы и детства была ключевой и в ранние годы его карьеры (как говорится, ничто не предвещало…). В 1959 году он поступил на инженерный факультет университета Тиба на отделение фотографии и кинематографа. Дипломная его работа была посвящена школьникам, и несколько первых наград он получил также же фотоснимки детей.

Любимая тема Араки - цветы и женщины...

Любимая тема Араки - цветы и женщины...


...и шокирующие сюжеты.

...и шокирующие сюжеты.


После университета он устроился в рекламное агентство «Дэнцу», где познакомился с будущей женой и постоянной моделью Ёко Аоки. Уже в семидесятые годы пришло время эпатажных выходок – он на свои деньги издал альбом «Отксерокопированные фотографии» (на них были изображены токийские прохожие) и разослал его… людям, которых случайным образом выбрал из адресной книги. Правда, еще коллегам и критикам. В том же году он открыл персональную выставку, где самым однозначным образом заявил о своих интересах – на фото были фрагменты женского тела, обычно скрытые под одеждой.

Скандальный художник



Фотографии Араки.

Фотографии Араки.


Красота, уродство и ирония - составляющие всех сюжетов у Араки.

Красота, уродство и ирония - составляющие всех сюжетов у Араки.


Так или иначе, женское тело – основной предмет творчества Араки. Уволившись из рекламного агентства, он начал работать как свободный фотограф, и его преследовали скандалы. Журналы, которые он основывал с друзьями, закрывали по решению суда за распространение материалов откровенного характера, выставки и перформансы срывала полиция – по той же самой причине. Тем не менее, слава Араки росла и крепла. Он стал не просто звездой японского андеграунда – ему присуждали престижные награды в области фотографии.

Фотографии Нобуёси Араки.

Фотографии Нобуёси Араки.


Он режиссировал кинофильмы (правда, чаще в жанре «розового кино», как называют в Японии артхаусные фильмы с обнаженной натурой), в числе его поклонниц и моделей оказалась Бьорк, а впоследствии и Леди Гага. Араки дерзко насмехался над запретами и умолчаниями в японской культуре, но в то же время обращался к традиции – его связанные девушки в непристойно распахнутых кимоно буквально копировали позы героинь «запретной» японской гравюры сюнга, а снимки цветов отсылают к гравюрам жанра катё-э («цветы и птицы»). На протяжении всей творческой карьеры Араки издал более пятисот фотоальбомов.

Любовь и смерть



Чудовищный рай. Фотография из цикла.

Чудовищный рай. Фотография из цикла.


Чудовищный рай. Фотография из цикла.

Чудовищный рай. Фотография из цикла.


Любимые темы Араки – это страсть и смерть, вечное переплетение эроса и танатоса. Например, серия фотографий «Чудовищный рай» посвящена цветам – однако цветы эти сняты так, что вызывают однозначные ассоциации с половыми органами (вокруг которых фотограф возводит настоящий культ). Среди цветов он размещает кукол и игрушечных монстров. Куклы обмотаны веревками, искалечены, покрыты пятнами крови, обнажены или, наоборот, одеты в традиционные костюмы – эти безумные сочетания заставляют всматриваться в фотографии в поисках истинного смысла. Впрочем, даже когда Араки снимает портреты, в них сквозит та же вечная история – непреодолимое плотское желание и неизбежность смерти.

Фотографии из цикла, посвященного частичной слепоте.

Фотографии из цикла, посвященного частичной слепоте.


Араки способен превратить любой болезненный опыт в художественное высказывание. В октябре 2013 года он потерял зрение на правом глазу из-за закупорки артерии сетчатки. Художник, которому было уже за семьдесят, использовал этот опыт как вдохновение для выставки «Любовь на левом глазу», которая состоялась 21 июня 2014 года в галерее Така Исии в Токио – половина формата каждой фотографии была скрыта во тьме.

Обвинения в харрасменте и эксплуатации



Араки говорил, что, не познав женщину как мужчина, он не может познать ее суть как фотограф.

Араки говорил, что, не познав женщину как мужчина, он не может познать ее суть как фотограф.


Не обошлось и без скандала, что неудивительно для фотографа, откровенно объективирующего женское тело. Сам Араки не скрывал, что у него бывали отношения с моделями. Мол, чтобы проникнуться чувственностью женщины и достоверно передать ее в фотоснимке, нужно познать эту чувственность самому, что здесь такого! Но публика воспринимала эти высказывания как эпатажную шутку и прощала гению подобное поведение, как и многим другим творцам, будто в искусстве цель оправдывает средства. Тем более, что главной его моделью много лет была законная супруга – их медовому месяцу он посвятил альбом «Сентиментальное путешествие», не переставал снимать ее даже не пороге смерти (Ёко умерла в сорок два года от онкологического заболевания) и участвовал в съемках биографической киноленты о ней.

Однако в апреле 2018 года на волне движения Me Too, охватившего весь мир, модель по имени Каори сделала заявление, что была в отношениях с Араки и обвинила его в эксплуатации и неэтичном поведении.

Каори работала с ним без контракта, что, разумеется, объяснялось близкими отношениями с фотографом. Однако ее заставляли участвовать в откровенных съемках перед незнакомцами, ей не платили за участие в фотосессиях, а обнаженные изображения часто использовались без ее согласия. При этом, когда Каори попыталась решить вопрос с публикацией некоторых фотографий мирно, Араки отреагировал в резкой форме, заявив, что она не имеет никаких прав на результаты их сотрудничества, а значит, не может предъявлять никаких претензий.

Публичные заявления Каори инициировали многочисленные обсуждения того, какие отношения между фотографом и моделью допустимы. Кроме того, в поддержку пострадавшей девушки активистская группа Angry Asian Girls Association протестовала против открытия берлинской выставки фотографий Араки в декабре 2018 года. Тем не менее, в том же году выставки Араки с успехом прошли в Лондоне и Москве, и на сегодняшний день, по-видимому, критика в адрес художника не имела значительных последствий.

Уемура Сёэн тоже посвящала творчество женщинам - но вот взгляд у нее был по-настоящему женский... и очень патриотичный.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1389
29.06.2024 16:49
В закладки
Версия для печати




Смотрите также