Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    




Творчество японского художника Киёси Сайто близко западному абстракционизму – однако критики называли его по-настоящему современным реалистом. Он был первым из японских модернистов, о ком узнали на Западе, в США его гравюры получили невероятную популярность, а известность на Западе заставила его, наоборот, взглянуть на родную культуру по-новому и найти в ней неиссякаемый источник вдохновения. А ведь в восемнадцать лет вершиной успеха он считал… бизнес по продаже вывесок.


Три мачехи и вывески для бань



Зима в Айдзу.

Зима в Айдзу.


Киёси Сайто родился в 1907 году в городе Айдзубанге, префектура Фукусима. Когда ему было четыре года, семья перебралась на Хоккайдо. Детство и юность ему выпали непростые – в двенадцать он потерял мать, а с мачехой (вернее, с мачехами, отец его еще трижды был женат) у него отношения не сложились. В четырнадцать лет, окончив школу, он начал самостоятельную жизнь – работал то в аптеке, то в газовой компании… И рисовал, стремясь сбежать от тягот жизни в свои «веселые картинки». Картинки эти пользовались успехом – их часто печатали в детских литературных журналах.

Чайный домик.

Чайный домик.


Так Сайто и понял, что может зарабатывать на жизнь любимым делом. Правда, несколько лет он работал в технике масляной живописи, которую освоил самостоятельно. О выставках тогда Сайто даже не думал. Не думал он, что в начале пятидесятых годов станет первым японским художником из числа своих современников, известным в США. Не мог и предположить того, как окажутся связаны судьбы его родины – и страны, художественная среда которой будет ему рукоплескать.

Зима в Никко.

Зима в Никко.


Он устроился в компанию по изготовлению вывесок. Ему там очень понравилось – и спустя пару лет Сайто уже открыл собственный бизнес, причем довольно успешный – рисовал вывески для магазинов и общественных бань. Ему хотелось совершенствовать свои навыки, так что он начал брать уроки рисования у местных художников. Отару, городок, где Сайто жил в то время, стал ему тесен. И он отправился в Токио, чтобы… да-да – открыть предприятие по изготовлению вывесок там! Город ему понравился, он попробовал себя в дизайне книг, а в 1932 году рискнул продемонстрировать публике собственную картину маслом на профессиональной выставке. Вдохновленный успехом, Сайто начал все чаще участвовать в выставках Ассоциации изящных искусств Хакудзюцу. Личная жизнь его тоже удачно складывалась – он женился и стал отцом.

Япония глазами иностранцев



Дары земли.

Дары земли.


В 1936 году на одной из выставок он увидел гравюры на дереве Сотаро Ясуи и тут же загорелся идеей освоить эту технику. Ему не всегда везло. Одни его работы вызывали восторг, его пригласили стать членом Общества гравюры на дереве, а вот престижная выставка Кокугакай работы Сайто отвергла. Но неудачи лишь подстегивали его желание искать собственный путь в искусстве. Он изучал и классические трактаты о ксилографии, и творчество художников-модернистов, о которых в те годы начали писать японские журналы. Киёси Сайто был поражен, увидев репродукции работ Гогена, Мунка и Редона.

Девять кошек.

Девять кошек.


Пожалуй, именно Гогена он называл главным своим вдохновителем.
Киёси Сайто избежал призыва в армию и продолжал творческую деятельность. В 1944 году он устроился иллюстратором в издательство Asahi Shimbun. Представители американского военного контингента, наводнившего Японию после капитуляции, иной раз интересовались искусством. И именно Сайто – благодаря работе в издательстве – был им хорошо знаком.

Хурма в Айдзу.

Хурма в Айдзу.


На Первой биеннале искусств в Сан-Паулу в 1951 году произошло нечто шокирующее. Первый приз получил, во-первых, японец, во-вторых – художник-гравер, работающий скорее в модернистском ключе. Работы Киёси Сайто того времени, тем не менее, были тесно связаны с японской традицией – он изображал старинные храмы, улицы родного города под снегом, цветущие деревья, сады камней и образы Будды. Его обращение к национальным мотивам было продиктовано… общением с американцами.

Будда. Продавщица в Париже.

Будда. Продавщица в Париже.


Колониальный, экзотизирующий, но по-своему восторженный взгляд гайдзинов заставил его задаться вопросом – что же они во всем этом нашли? И Сайто так много слышал о том, как прекрасны старые храмы, дома простых сельских жителей, сады, императорские виллы и глиняные скульптуры, что он и сам увидел их изысканную простоту. К тому же «японские» темы вызывали интерес у иностранных коллекционеров.

Майко. Майко Киото.

Майко. Майко Киото.


В то же время Сайто обнаружил, что предельный минимализм, свойственный, как ему ранее казалось, западному современному искусству, на самом деле таится в сердце японской традиции. Так что гравюры его, почти абстрактные, хоть и вдохновлены Гогеном, генетически «произрастают» из старинных японских практик – например, создания «сада камней».

Красный цветок.

Красный цветок.


Впервые он поехал в США в 1956 году по приглашению членов Государственного департамента США. Его поездка вызвала большой резонанс – он открывал персональные выставки, проводил мастер-классы, стал своего рода посланником мира, строителем моста между двумя культурами. Во время поездки он посетил и Мексику, что впоследствии стало одной из главных тем его произведений.

Знак судьбы



Дети Айдзу.

Дети Айдзу.


Кошки.

Кошки.


Известность не приносила Сайто счастья. Его стали считать слишком уж «коммерческим» художником – и потому, что он работал в издательстве, и потому, что, казалось бы, потакал вкусам западной публики. В середине шестидесятых он и сам испытал серьезный творческий кризис – и даже подумывал свести счеты с жизнью. И вот, в момент тяжелых раздумий о своем творческом пути, Сайто… травмировал ведущую руку. Потеряв на время способность рисовать, художник погрузился в наблюдения за миром вокруг. Созерцание успокоило его душу.

Сезон урожая в Айдзу.

Сезон урожая в Айдзу.


Так же, как когда-то Сайто внезапно открыл для себя национальные мотивы, на сей раз он обнаружил… свет и тень. Когда подвижность руки восстановилась, он вернулся к занятиям живописью, начал писать обнаженную натуру, экспериментировать со светотенью. Продолжил давно заброшенный цикл работ, посвященных зиме в его родном городе Айдзу (и вернулся туда жить). С тех пор и до последних дней жизни – а художник скончался в 1997 году – он не бросал любимого занятия и оставался верен, в первую очередь, самому себе, а не изменчивой славе.

Одним из вдохновителей Сайто был Одилон Редон - а его, по-видимому, вдохновляли образы буддизма.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2092
8.06.2024 22:46
В закладки
Версия для печати




Смотрите также