Сотрудничество со спецслужбами СССР на протяжении 30 лет обернулось для Кима Филби сменой места жительства. Он был профи в агентурной работе, но и на личном фронте не терпел бедствий. Шпиона из «кембриджской пятерки» держали под наблюдением как в Лондоне, так и в Москве, и порой приходилось даже предупреждать о походе в магазин, не говоря уже о серьезных поездках. Это не мешало ему наслаждаться счастьем с четвертой женой Руфиной Пуховой, которая не думала, что можно построить такие идеальные отношения, несмотря на его пристрастие к алкоголю и табаку.
Шпион из «кембриджской пятерки»
Ким Филби проработал агентом 30 лет. / Фото: ljwanderer.livejournal.com
Ким Филби осознанно стал сотрудничать со спецслужбами СССР. В эту сеть он попал благодаря Дейчу, которому не было равных в вербовке. Именно он обратил внимание, что хорошими агентами могут быть студенты из престижных вузов, которых берут на высокие должности. Таким образом сумел подобрать ребят, ставших знаменитой «кембриджской пятеркой». Хотя «пятерка» звучала условно, а их было намного больше.
Агент Ким Филби настолько удачно вел дела, что его практически поставили руководителем английской разведки, если бы не стечение обстоятельств, которые, наоборот, чуть не привели к провалу. Постоянная жизнь на грани раскрытия все же не отразилась на результате работы. Он передавал информацию, которая ценилась на вес золота – достоверная, своевременная и точная.
Награждение Кима Филби - высшая ведомственная награда в структурах госбезопасности СССР. / Фото: ursa-tm.ru
Ким не особо любил рассказывать о своих заслугах, но часто и с особым удовольствием в голосе вспоминал «Прохоровку». Благодаря слаженной работе агентурной разведки стало известно о готовящемся танковом сражении, в котором возьмут участие танки с непробиваемой броней. Черчилль заверял, что о танковом сражении ничего не известно, но в СССР были срочно разработаны новые снаряды, и они имели успех на поле боя. А также на счету агентов данные, которые помогли уничтожить аэродром с 500 самолетами.
Побег Кима Филби из Бейрута
Последнее место работы Кима Филби было в Бейруте. / Фото: www.ridus.ru
Паническое бегство партнеров Кима Филби в Москву ьросило тень на его репутацию. Допросы и подозрения не оставляли возможности дальше вести активную деятельность в Лондоне, но она продолжилась в Бейруте еще 7 лет, пока не поступил сигнал к быстрому исчезновению. Одно мгновение – и борт парохода «Долматов» забрал агента Кима Филби, доставив его в СССР на постоянное место проживания.
Снимки из книги про Кима Филби. / Фото: www.labirint.ru
В Бейруте встреча с советским куратором происходила тогда, когда он проходил мимо дома Филби. Ким мог его видеть с балкона, и приходил на встречу, но если бы в руках куратора была газета – то это знак опасности. В тот день куратор прошел без газетки, потому что попросту забыл ее взять. Ким спокойно явился к нему на встречу, не подозревая о подготовленном для него побеге. Покидать страну нужно было срочно, то есть прямо в тот же миг, поэтому в чем пришел, в том и отправился в СССР – в костюме с носовым платком. Благо, что на этот счет у него всегда была заготовлена определенная сумма, понимая серьезность своей работы. Уже по прибытии в Одессу Ким попросил политическое убежище.
Любимые женщины агента Кима Филби
Ким Филби был женат четыре раза. / Фото: ria.ru
Галантный, воспитанный, с хорошими манерами Ким всегда производил приятное впечатление на окружающих. И недостатка внимания женщин не испытывал, к тому же, как оказалось, не был однолюбом. Первый раз Ким Филби женился в 22 года на австрийке Литце Фридман, которая пропагандировала политику коммунизма и, возможно, была агентом НКВД. Поездка в Испанию повлияла на отношения. Филби увлекся актрисой Френсис Дайбл, что и повлияло на расставание с женой.
Ким Филби. / Фото: pushkin-house.squarespace.com
В 1940 году Ким сошелся с Эйлин Фурс, которая работала в архиве, и высказывая симпатию Киму, часто позволяла ему искать нужные документы, а порой даже брать их домой. Шесть лет они прожили в гражданском браке, потому что Филби оставался официально расписан с первой женой. Во втором браке у него родилось пятеро детей – 3 сына и 2 дочери, которые позже не забывали проведывать его в СССР. Подозрение мужа в шпионаже сильно пошатнуло и так уже неустойчивую психику Эйлин Фурс, и она уехала из Лондона вместе с детьми.
Элеонора Брюер стала третьей женой, с которой Фибли познакомился за год до смерти второй жены Эйлин. С Элеонорой он расписался в 1959 году, и она даже переехала к нему в Москву. Но Ким умудрился завязать роман с женой Дональда Маклина, товарища по общей агентурной работе. Связь с Мелиндой «помогла» разрушить и третий брак.
Ким Филби и Руфина Пухова. / Фото: cambridge5.ru
Последним и самым счастливым оказался брак с русской Руфиной Пуховой. У них была большая разница в возрасте – более 20 лет, но это не помешало создать хорошую семью. Руфина уже не думала, что выйдет вообще замуж, поэтому для нее было удивлением внимание Кима. Отношения сложились идеальные, и она даже оставила свою работу, потому что Ким сильно скучал один дома. Он не любил гулянки, а Руфину отпускал, но всегда ждал ее у окна. По возвращению она видела, насколько сильно Ким переживал из-за ее отсутствия по тому, как у него дрожали руки, хотя больше ничем себя не выдавал. В браке они отказались от того, чтобы завести совместного ребенка, посчитав, что уже поздно, о чем потом Руфина сильно жалела.
Жизнь под присмотром: агент Ким Филби
Жизнь Кима Филби. / Фото: cont.ws
Бывшему агенту дали хорошую квартиру в Москве, которая находилась в двух шагах от Тверской, и пенсию в 500 рублей. Для 60-х годов это были большие деньги, которых Ким даже стеснялся, потому что пошел в агенты, чтобы как раз сделать все наоборот. Когда он только искал пути своего становления в молодости, то сказал, что пора богачей прошла, и наступила пора бедных, которые должны зажить хорошо.
Ким Филби долго не мог освоить русский язык, если и говорил, то на ломаном, поэтому, знакомясь с Руфиной, попросил быть ему и учителем. Несмотря на заслуги Кима перед страной, к нему относились настороженно, то ли не разгадав феномен 30-летнего агентурного успеха, то ли не доверяя полностью. К тому же Англия хотела заполучить Филби, который столько времени водил занос контрразведку. Пытаясь предотвратить вероятные покушения на его жизнь или похищение, к нему приставили офицера КГБ, хотя он отказывался и уверял, что в этом нет необходимости. Но его незримо сопровождали всегда и везде, и даже дети это заметили, чем сильно удивили Руфину. Иногда Филби получал сообщение о вероятной опасности для жизни, и тогда приходилось звонить в определенные службы, если возникала необходимость покинуть дом: сходить в аптеку или магазин.
Ким Филби и Руфина Пухова. / Фото: name-scan.ru
В любые поездки приставляли человека из спецслужбы, и, как выразилась Руфина, не всегда это были приятные личности. Это настолько надоело Филби, что он сказал, что больше никуда не поедет. В то время они с женой уже съездили на Кубу, правда, сухогрузом, боясь, что самолет могут перехватить. Были в Чехословакии, Болгарии, а медовый месяц провели в Сибири.
Привычки Кима Филби: остался англичанином
Ким Филби за прочтением новостей. / Фото: cambridge5.ru
О Киме Филби говорили, что он идеален, если бы не пристрастие к алкоголю, хотя и это у него проходило не по русскому обычаю. Привычка просуществовала недолго. Через два года после женитьбы отказался от алкоголя, боясь потерять любимую спутницу.
В кабинете Кима Руфина сохранила весь интерьер в том виде, который был при жизни мужа – любимое кресло возле радиоприемника «Фестиваль», стол из цельного куска древесины XVII века (раритет из трапезной монахов, подаренный Томом Харрисом, антикваром), пересланный с 12 тысячами томов из личной библиотеки из Лондона (несмотря на его вину), оленьи шкуры на стене.
Фото из книги про Кима Филби. / Фото: www.labirint.ru
В интервью с писателем Найтли Ким на вопрос, скучает ли он по Великобритании, ответил шуткой, что не хватает горчицы Коулмаз и соуса фирмы «Ли энд Перринз». Но если серьезно, то он очень расстраивался, когда на почту не приходили газеты из-за границы. Его любимым делом было просматривание новостей в них, читать колонки некрологов, кто что продает, разгадывать небольшие кроссворды. Это делалось под утренний «русский чай» в стеклянном стакане с подстаканником, а вечером в 18:00 – время дринка. Он усаживался в кресло, наливал немного коньяка, потому что виски был дефицитом, разбавлял его двумя третями воды, и не спеша пил. Потом делал себе вторую порцию, но если не останавливался, то очень быстро хмелел. Хотя никогда не проявлял агрессии, а утром как ни в чем не бывало сидел с чашкой чая под новости Би-Би-Си и говорил, что это лучший вариант. Те, кто распускал слухи о нем как о пропойце, просто не знали этого человека.
У Кима Филби остались английские привычки, но ему нравилось жить в СССР. / Фото: biographe.ru
Пить он начал после побега, не понимая, почему багаж знаний не используется, и видя, как стараются ограничить в работе. Наступило некоторое разочарование от былых ожиданий. Он не понимал, к чему железный занавес, и почему не выпускают людей за границу. Ким говорил, что открыв дорогу, власть бы удивилась, насколько мало людей пожелало бы выехать, и сколько хочет вернуться назад. Его слова оправдаются со временем.
Еще одной вредной привычкой у Филби было курение. Он любил крепкие русские, а если попадались с фильтром, то отрывал его. В некоторой степени он даже гордился своим 40-летнем стажем курильщика. Пепельницы стояли во всех комнатах, и при любых ситуациях сигарета была его спасением, даже когда задыхался от бронхиального кашля.
В 17:00 у Филби было английское чаепитие – крепкий до черноты чай с молоком и обязательно в фарфоровой чашке. Ким критиковал Штирлица, когда смотрел «Семнадцать мгновений весны». Он говорил, что если бы Тихонов был действительно агентом, то провалился бы в первый день, имея такой сосредоточенный вид. Не понимал Филби и традиции русской рыбалки. Для него она казалась ужасом – всю ночь в палатку пытаются зайти рыбаки с бутылкой, поэтому заснуть совершенно невозможно.
Любимые и личные предметы Кима Филби. / Фото: iz.ru
Ким Филби был интеллигентом до мозга костей. Несмотря на то что постоянно находится в доме со своей женой, он каждый раз вставал, когда она заходила в комнату, то же самое было и по отношению к другим женщинам. Какое бы ни было настроение, с Руфиной говорил учтиво, и не позволял никому с ней грубо обращаться. Как-то, отдыхая на корабле, планировали маршрут, и Руфина обратилась к куратору, который даже не поднял глаз, чтобы выслушать. Вот тут Ким взорвался и сказал, что тот, кто груб с его женой, не уважает и его.
Описать одним словом Кима Филби не удалось даже Руфине Пуховой, потому что в нем она видела целостность. Найтли после беседы с Кимом сказал, что тот остался загадкой, потому что разговаривал откровенно, и глаза светились добротой, но по ним невозможно было прочитать мысли и чувства. Ким Филби для многих остался легендой советской разведки, и неизвестно, какие секреты он унес с собой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: