+1 0
0
-1 0

Как учёные разгадали величайшую загадку Древнего мира: Мистический свет в храме Афины в Парфеноне



На протяжении долгих веков учёные ломали голову над тем, каким образом древние греки устроили освещение Парфенона. Как освещалась подлинная архитектурная жемчужина Афинского Акрополя? Особенно научные умы занимала мысль о том, как огромная статуя Афины, согласно историческим записям, стояла, залитая светом, в относительно тёмном храме. Наконец археологи разгадали эту захватывающую тайну и смогли объяснить, каким хитрым образом были спроектированы древнегреческие храмы, что их скульптуры светились.


Необъяснимый эффект свечения



Команда археологов из Великобритании применила современные средства и методы в виде компьютерных 3D-моделей для изучения того, как освещался Парфенон, а особенно статуя богини. Специалисты в точности воссоздали геометрию храма и 12-метровую фигуру Афины, а потом нанесли на карту положение солнца в течение четырёх сезонов, используя данные того времени, когда храм был построен.

Восточный фасад Парфенона, обращённый к восходящему солнцу. / Фото: commons.wikimedia.org

Восточный фасад Парфенона, обращённый к восходящему солнцу. / Фото: commons.wikimedia.org


Результат ошеломил учёных. В моменты проведения самых важных ритуалов и церемоний, а также великих древнегреческих религиозных празднеств, свет солнца проникал в храм сквозь его большие двери и отражался от хризоэлефантинной статуи Афины. Эффект был просто невероятным. Фигура богини ослепительно сияла, как будто горела изнутри. Сотворило это чудо особое архитектурное решение. В чём же был секрет Парфенона?

Уменьшенная модель Афины Парфенонской, держащей Нику, из Королевского музея Онтарио. / Фото: commons.wikimedia.org

Уменьшенная модель Афины Парфенонской, держащей Нику, из Королевского музея Онтарио. / Фото: commons.wikimedia.org


Атмосфера, достойная великой Афины



Изначально Парфенон был задуман именно с целью производить впечатление. Это был подлинный архитектурный шедевр из мрамора, воплощение идеальной симметрии. Здание было спроектировано таким хитроумным образом, что солнечный свет перенаправлялся в нужные места. Благодаря этому тёмный интерьер в моменты важных церемоний или празднеств словно оживал, лучи солнца пронзали мрак и богиня Афина начинала ослепительно сиять, приводя всех присутствующих в священный трепет.

Парфенон на Акрополе, вид из Афин. / Фото: commons.wikimedia.org

Парфенон на Акрополе, вид из Афин. / Фото: commons.wikimedia.org


Подобный эффект использовался почти во всех древнегреческих храмах. Архитекторы искусно использовали естественное освещение, чтобы придать происходящему особую атмосферу, многократно усилить благоговейный трепет присутствующих. Архитекторами Парфенона были учтены и использованы по максимуму все аспекты: геометрия здания, времена года и суток, использованные при строительстве материалы. Причём не только в самом здании храмов, но и в его колоннах, а особенно в скульптурах. Например, статуя Афины в Парфеноне была создана из слоновой кости и золота. Такие материалы были выбраны совсем не случайно, не только из-за их роскоши и редкости, но и из-за своих великолепных светоотражающих свойств.

Статуя богини Афины. / Фото: globalintergold.info

Статуя богини Афины. / Фото: globalintergold.info


Каждый храм в Древней Греции был уникален и строился с учётом характера божества, которому посвящался. Несмотря на то, что эти сооружения могут быть похожими внешне, внутреннее их устройство и убранство кардинально отличались. Это зависело и от личности конкретного божества, в честь которого возводился данный храм, и от географического положения, и от местных обычаев. Каждый раз это была полная чувственности и глубокого символизма настоящая духовная «хореография» — чётко спланированное сочетание пространства, света и формы. Древние греки в полной мере передавали своё религиозное благоговение через свою изощрённую архитектуру.

Фидий  показывает фриз Парфенона своим друзьям, картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 г. / Фото: commons.wikimedia.org

Фидий показывает фриз Парфенона своим друзьям, картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 г. / Фото: commons.wikimedia.org


Игра света и тени, создававшая подлинное волшебство



Хотя статуя Афины Парфенонской не существует уже более 20 столетий, известно, что она была сделана из хризоэлефантина. Это особый материал, который является смесью золота и слоновой кости. Лицо богини и её руки были сделаны из слоновой кости. При этом древние греки использовали особую технику, когда тонкие листы этого материала при помощи тепла делали мягкими, а потом приклеивали к деревянной основе.

Материалы выбирались не только в соответствии с тем, насколько они способны отражать свет и насколько они роскошны, главными критериями были красота и долговечность. После создания все поверхности статуи были тщательно отполированы и стало казаться, что они не просто отражают свет, а излучают его. Естественное освещение таким образом было многократно усилено, Афина вся светилась, превращая тёмный храм в действительно одухотворённое пространство.



Оптические инновации древних греков несут в себе глубокий сакральный смысл, подчёркивая философские и культурные особенности. В этом было коренное отличие этого народа, например, от древних египтян, которые считали свет солнца божественной сущностью. В Древней Греции же свет был скорее мостиком, соединяющим физическую и духовную сферы. Древнегреческие храмы были уникальными архитектурными шедеврами своего времени.

Людей всегда интересовали тайны древних. Особенно, те, которые невозможно разгадать. Прочтите в другой нашей статье о подлинном волшебстве из глубин древности и узнайте тайну вечно горящих светильников в древних храмах.
0
1669 просмотров
В закладки
Версия для печати
Брюссель, Иисус, вертеп, скандал